Наталья Бычкова
Конспект занятия по развитию речи «Существительные с уменьшительно-ласкательным значением»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию
лексико-грамматических средств языка и связной речи на тему : «Существительные с уменьшительно-ласкательным значением»
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка развитию связной речи
Тема: "Существительные с уменьшительно-ласкательным значением"
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Существительные с уменьшительно-ласкательным значением“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Цель: Совершенствовать навыки образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Задачи:
Расширить и активизировать словарь существительных с уменьшительно – ласкательным значением.
Продолжать обучать детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и употреблять их изолированно и в предложениях.
Закрепить умении воспринимать разницу между обычными существительными и их уменьшительно-ласкательными формами.
Закрепить обобщающие понятия по лексическим темам (игрушки, фрукты, овощи, мебель, посуда, одежда, части тела)
Развивать слуховое внимание.
Продолжать воспитывать у детей чувства взаимопомощи, активность, умение слушать взрослого и друг друга.
Оборудование:
Две куклы (большая и маленькая).
Предметные картинки больших и маленьких размеров.
Карточки с кружками большими и маленькими на каждого ребенка.
Предметные картинки по лексическим темам (одежда, фрукты, овощи, мебель, посуда, части тела)
Коробочка с семенами, маленькие игрушки.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед «Сядет тот, чьё имя назову ласково»
1. В гости приходят две куклы большая Надя и маленькая Наденька
Игра «Надя и Наденька» (договаривание предложений)
Рассматривание частей тела кукол, сравнение, проговаривание.
Логопед: «Я буду называть части тела большой куклы а вы у маленькой, и вы будете называть ласково.»
У Надя голова - А у Наденьки (головка)
У Надя шея - А у Наденьки (шейка)
У Надя живот - А у Наденьки (животик)
У Надя спина - А у Наденьки (спинка)
У Надя рука - А у Наденьки (ручка)
У Надя нога - А у Наденьки (ножка)
У Надя руки - А у Наденьки (ручки)
У Надя ноги - А у Наденьки (ножки)
У Надя глаза - А у Наденьки глазки
У Надя нос - А у Наденьки носик
У Надя уши - А у Наденьки (ушки)
У Надя щеки - А у Наденьки (щечки)
У Надя пальцы - А у Наденьки (пальчики)
Логопед: «Куклы приготовили для Вас игры –задания.»
2. Игра «Кто самый внимательный?».
Логопед раздает детям карточки – символы с изображением кружков большого и маленького размера и дает задание: «Если я назову предмет вы показывайте карточку с большим кружком, а если маленький предмет и назову его ласково – карточку с маленьким кружком» Далее педагог произносит ряд существительных в начальной форме и уменьшительно-ласкательной форме. Дети на слух различают эти формы и поднимают нужную карточку. Слова произносятся с одинаковой интонацией, чтобы дети при дифференциации ориентировались только на морфемный состав слова.
3. Игра «Что в коробке»
Логопед: «Куколки принесли коробочку, а там кое-что спрятано. Давайте посмотрим»- Детям предлагается достать из коробки с семенами по одному предмету.
Логопед: «Скажите, ребята, что вы нашли?»
Все дети по-очереди называют свой предмет (машина, кукла и т. д.).
Логопед: «Но эти предметы очень маленькие, поэтому и назвать мы их должны ласково.
Дети называют эти предметы ласково (машинка, зайчик, собачка, мячик, слоник, котик)
4. Динамическая пауза. (Дети выполняют движения по тексту.)
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Это глазки. Вот. Вот.
Это ушки. Вот. Вот.
Это носик. Это ротик.
Там спинка. Тут животик.
Это ручки. Хлоп. Хлоп.
Это ножки. Топ. Топ.
Мы на месте покружились
И остановились.
5. Отработка темы занятия на индивидуальном раздаточном материале:
Игра «Не ошибись»
Логопед: «Куклы приготовили конвертики с картинками и просили все что есть в конвертиках назвать ласково.»
Логопед: «Я называю слова а вы ласково. А еще они просили назвать все предметы одним словом.»
Картинки Банан, апельсин, лимон
Помидор, огурец, перец
Шкаф, стул, диван
Рот, глаз, нос
Стакан, нож, вилка
Куртка, рубашка, юбка.
6. Самостоятельное употребление детьми существительных в начальной и уменьшительно-ласкательной формах в предложениях.
Игра «Подарки для кукол».
Логопед раздает детям картинки, на которых изображены большие и маленькие предметы.
Затем просит дать «подарки» куклам, Наде картинки, на которых изображены большие предметы, а Наденьке картинки, на которых изображены маленькие предметы. Дети выходят к куклам закрепляют картинки на доске рядом с подходящей куклой и обговаривают свои действия ( Ребенок: «Я подарю Наде бант. Я подарю Наденьке бантик» и т. п.)
7. Итог занятия, оценка деятельности детей.
Куклы благодарят детей за подарки.
- Ребята что Вам понравилось?
- Все справились с заданиями. Молодцы!