Светлана Журавлева
Конспект занятия по развитию речи «Спасение сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Спасение сказок
Цель: упорядочить знания и представления о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные:
• учить детей узнавать сказку по иллюстрации, отгадывать загадки, исправлять ошибки;
• расширять словарный запас.
Развивающие :
• развивать у детей речевую активность и логическое мышление, воображение и наблюдательность.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Спасение сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
• прививать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству;
• формировать коммуникативные навыки со сверстниками.
Тип занятия : типовое
Форма занятия : фронтальная
Продолжительность: 20 минут
Участники: воспитатель, дети средней группы.
Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Оборудование и материалы:
Компьютер, электронная презентация, сундучок со сказками, иллюстрации к сказкам, корзинка с инструментами, загадками, игрушка Зайка.
Предварительная подготовка:
• восприятие художественной литературы (чтение русских народных сказок); рассказывание сказок с помощью настольного театра;
• рассматривание иллюстраций;
• викторина по сказкам;
• игры-инсценировки по русским народным сказкам.
Методы и приемы работы с детьми:
Наглядный (иллюстрации к сказкам, яблочки с загадками, мешочек с инструментами, настольный театр по сказкам «Теремок», «Репка», сундучок со сказками)
Словесный (беседа, объяснение, рассказ, художественное слово)
Практический (работа с иллюстрациями, инструментами, настольным театром)
Игровой (физминутки).
Содержание НОД:
Вступительная часть.
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Заглянуло к нам в оконце,
Утром ласковое солнце.
Поприветствовало нас
И сказало : "Добрый час"
Воспитатель: Присаживайтесь, ребята на стульчики. Вы меня не знаете, я пришла к вам издалека. Я – Сказочница! Ребята, а как вы думаете, почему у меня такое имя?
Дети: Вы рассказываете сказки.
Воспитатель: Да. Хожу по свету, собираю сказки, а потом рассказываю их детям и взрослым. А вам читают сказки? Какие сказки вы знаете?
Дети перечисляют названия сказок.
Воспитатель: Какие вы молодцы, столько сказок знаете! Я тоже очень люблю сказки и сегодня прочитаю вам мою любимую сказку. Она лежит в этом волшебном сундучке с другими сказками.
Основная часть
Воспитатель открывает сундучок, обнаруживает пропажу сказок и зайца (мягкая игрушка или кукла на руку).
Воспитатель: Ой, ребята, все сказки пропали. Не осталось ни одной! А это еще кто спрятался? Зайка!
Воспитатель достает Зайца, показывает с недоумением детям.
Воспитатель: Зайка, что с тобой случилось?
Заяц (озвучивает воспитатель) : Меня Лиса из избушки выгнала, ведь ее избушка растаяла. А еще она забрала все ваши сказки и перепутала их, чтобы я не нашел дорогу домой. Вот ее сообщение для вас. (Показывает на планшет, плачет).
Воспитатель: Не плачь, мой хороший.
(Гладит Зайку и дает детям его пожалеть)
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим это сообщение.
Воспитатель с детьми просматривают видеосообщение на планшете:
Лиса (мягкая игрушка, озвучивает взрослый) : Здравствуйте, детишки! Никогда вы не найдете свои сказки! Я ведь такая хитрая, очень хорошо все запутала! Теперь ваш Зайка не вернется в нашу сказку, и я останусь жить в его избушке! Вот так!»
Воспитатель: Ребята, что же нам делать?
Дети предлагают варианты спасения Зайки и сказок.
Воспитатель: Хорошо, ребята, действительно, нужно помочь нашему Зайке, и еще выручить сказки. Но только как, же мы найдем дорогу к сказкам?
Зайка: Лису нужно искать по ее следам.
Воспитатель с детьми обнаруживают на полу различные следы, которые расходятся в разные стороны.
Д/и «Чьи следы»
Зайка (при необходимости) подсказывает, где следы Лисы и куда ведут.
Воспитатель: Ребята, мы пойдем вот по этим следам, только осторожно.
Физминутка
Мы к лесной полянке вышли.
Поднимаем ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Очень долго мы шагали.
Наши ноженьки устали.
Сейчас станем, отдохнём,
Прямо в сказку попадём!
Воспитатель: Ой, ребята, мне кажется, что мы на месте! Вот здесь Лиса остановилась.
Воспитатель с детьми подходят к мольберту. На нем иллюстрации сказок.
Воспитатель: Так, так, а вот и задание для нас. Посмотрите, здесь иллюстрации к нашим сказкам. А названия сказок Лиса не правильно указала. Давайте назовем, какие сказки Лиса здесь оставила, и исправим ошибки.
Дети определяют по иллюстрации правильное название сказки. Зайка хвалит ребят.
Д/и «Узнай сказку по иллюстрации», «Исправь ошибку»
1. Сестрица Аленушка и братец Андрюшечка.
2. Уточка Ряба.
3. Волк и семеро котят.
4. Лисичка со скакалочкой.
5. Наташа и Медведь.
6. Три волка.
Воспитатель: Молодцы! Все верно. Ребята, следы завернули в эту сторону. Идемте дальше.
Все вместе подходят к корзинке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь яблочек. Скажите, а на каком дереве растут яблоки?
Дети: На яблоне.
Воспитатель: Правильно. А в какой сказке нам встречается яблоня?
Дети: В сказке «Гуси-лебеди».
Воспитатель: Молодцы. Давайте внимательно посмотрим на яблочки. (Дети рассматривают яблоки из картона, на одной стороне яблока загадки) Ой, да они не простые, с загадками! Послушайте:
Д/и «Отгадай загадку»
1. Удивительный народ!
Вместе вышли в огород,
Все друг друга держат крепко,
Потянули…Вот и… («Репка»)
2. По тропинке он катился,
Своей удалью хвалился,
Да попался на носок.
Ам, и съеден… («Колобок»)
3. Она по ягоды пошла,
Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболела б от тоски,
Да спасли…пирожки.
(«Маша и медведь»)
4. В этой сказке всё отлично :
Дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба,
Что у них есть… («Курочка Ряба»)
5. Не послушал брат сестрицу
– Стал из лужи пить водицу…
А когда воды напился,
То в кого он превратился?
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
6. Он не низок, не высок,
В нем для всех есть уголок.
А медведю нет местечка
Ни в прихожей, ни у печки,
В спальне тоже тесновато.
Убирайся, косолапый!
Но на крышу он полез,
Задрожал зелёный лес.
Все пустились наутёк,
Поломался… («Теремок»)
https://nsportal.ru/melnikova-nikishina-tatyana-nikolaevna
Воспитатель: Как быстро, ребята, вы отгадали все загадки! Молодцы! Яблочки можно положить обратно в корзинку. Но здесь еще что-то лежит.
Воспитатель достает со дна корзинки мешочек с инструментами.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, да это ведь инструменты для ремонта того самого теремочка. Вы сможете объяснить, что ими делают?
Д / и «Назови действие»
-Пила что делает? Пилит.
Молоток – забивает.
Лопата – копает.
Топор – рубит.
Малярная кисть – красит.
Воспитатель: Все правильно. Теперь звери смогут построить новый теремок, и им всем хватит места! А мы идем дальше. Вот здесь Лисичкины следы…
Воспитатель с детьми подходят к столу, на нем настольный театр, герои сказок «Теремок», «Репка», перемешаны.
Воспитатель: Ой, что-то здесь не так. Ребята, посмотрите внимательно.
Дети рассматривают героев сказки, находят ошибки.
Воспитатель: Вы сможете правильно расставить героев?
Д/и «Кто за кем тянул репку», «Кто за кем пришел в теремок»
Воспитатель: Вот мы и справились со всеми трудностями. Пора возвращаться в группу.
Мы за сказками пошли.
Но не сразу их нашли.
Ножками потопали.
Ручками похлопали.
Помнят сказки нас!
Наклонились мы не раз.
Все по кругу мы пошли
В детский садик вновь пришли!
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись в свою группу. Мне очень хочется посмотреть, вернулись ли сказки в сундучок, но я так волнуюсь. (Обращается к Зайке) Зайка, может, быть ты заглянешь в сундучок и скажешь нам, там ли сказки?
Зайка наклоняется внутрь сундучка.
Зайка: Ура! Ребята, спасибо вам, все сказки на месте. Теперь я легко смогу вернуться к себе домой!
Воспитатель: Ой, как я рада! Ребята, давайте посмотрим сказку о нашей Лисичке-сестричке, как там у нее дела?
Просмотр электронной презентации «Лисичка –сестричка и волк»
Воспитатель: Вот и сказке конец, а кто Зайке помогал – молодец! Скажите, ребята, вам понравилось наше занятие? Давайте вспомним, какие задания мы выполнили? А что запомнилось больше всего? Очень хорошо. А вот этот сундучок со сказками я дарю вам. Спасибо вам за помощь!
Воспитатель показывает книжки со сказками, находящиеся в сундучке и дарит их детям.
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами путешествовать, но нам с Зайкой пора отправляться в путь. До свидания, ребята.