Марина Голосная
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с применением ИКТ «Планета Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: Обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.
2. Упражнять детей в использовании картинно-графического плана как вспомогательного средства при творческом рассказывании.
3. Продолжать учить детей загадывать и отгадывать загадки.
4. Закреплять с детьми характерные признаки времен года, упражнять в подборе прилагательных к существительным, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно - следственные связи.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с применением ИКТ „Планета Земля“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
5. Закреплять знания о растительном и животном мире.
Развивающие:
1. Развивать связную монологическую речь.
2. Развивать языковой анализ и синтез, представление.
3. Продолжать работу по обогащению словаря детей. Активизировать лексический запас по теме «Космос»;
4. Формирование и совершенствование грамматического строя речи: отработка единственного и множественного числа имен существительных в родительном падеже; образование относительных прилагательных.
5. Развивать навыки экспериментирования.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
2. Создание ситуации успеха; воспитание чувства ответственности, взаимопомощи.
3. Воспитывать любознательность и интерес к процессам, происходящим на Земле.
4. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.
5. Закреплять умения следовать инструкциям педагога.
Предшествующая работа:
- Рассматривание альбома: «Человек, Земля, Вселенная», «Карты звёздного неба».
- Беседы о космическом пространстве, космонавтах, инопланетянах.
- Чтение стихов на тему: «Космос»
- Аппликация «Космический корабль»
-Рисование на тему «Инопланетянин. Какой он?»
- Чтение сказок из серии «Звёздные сказки»
Оборудование: презентация к занятию; аудиозапись космической музыки; демонстрационные картины по лексической теме «Животные», «Растения»; макет для экспериментирования «Смена дня и ночи»; шифрофки;
Ход занятия
Воспитатель. Ребята проходите. У нас сегодня гости. Все они такие красивые, с добрыми глазами, пришли посмотреть на нас. Давайте поздороваемся с ними. (Пауза пока дети здороваются.)
Воспитатель. Мы желаем им приятного просмотра нашего занятия!
Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Подарите свою добрую и красивую улыбку друг другу. Повернитесь к гостям и улыбнитесь им. Пусть этот день подарит нам хорошие воспоминания!
Сегодня, у нас будет необычное занятие. На электронную почту нашего детского сада пришло послание из космоса. Прислали его инопланетяне. Выглядит оно вот так (на экране послание знаками) Это послание пытались прочитать Татьяна Евгеньевна, Юлия Витальевна, и даже Ирина Владимировна, но оно так и соталось загадкой. Давайте поможем расшифровать его. Я думаю, вы с этим заданием справитесь и прочтете послание.
Воспитатель. Предлагаю вам присесть за стол. Перед вами стоит задача расшифровать по одному слову из послания. Приступайте к работе. (Дети приступают к работе)
(В это время я подхожу к каждому ребенку и тихо, еле слышно хвалю его)
Воспитатель. Молодцы. Я вижу вы все справились с заданием (Присаживаюсь на стул впереди стола полубоком)
Воспитатель. Ребята, что необходимо сделать, для того чтобы прочитать послание, ведь у вас только отдельные слова? (Из слов нужно составить предложение) Правильно.
Воспитатель. А как узнать у кого из вас первое слово? (Нужно свое слово соотнести со схемой на экране). Соотнесите.
Воспитатель. У кого первое слово? (Дети продолжают сидеть, читать свои слова)
Вопитатель. Да. Перед нами стоит задача, составить рассказ о нашей планете. Однако если мы свой рассказ напишем для инопланетян, они не смогут его прочесть. С помощью чего мы можем рассказать о планете? (С помощью графических схем, знаков, которые можно нарисовать, мнемотаблиц)
Воспитатель. Да. Действительно это так. Я заранее приготовила мнемотаблицы с пронумерованными полями, на которой мы будем графиески изображать рассказ о нашей планете.
Ребята, как мы назовем наш рассказ? (наш рассказ можно назвать "Земля", "Планета Земля".)
Воспитатель. Согласна.
Воспитатель. С какого звука начинается слово Земля? (слово Земля начинается со звука "З")
Воспитатель. Расскажите, что вы знаете о звуке "з"? (он - звук "з" согласный, звонкий, в этом слове мягкий)
1. Заполните первое поле нашей мнемотаблицы. Напечатайте букву, соответствующую звуку "з". (Дети печатают на поле с номером 1 букву "З")
2. Продолжают сидеть за столами. Какую форму имеет планета Земля? (Ответ детей. Земля-это огромный шар, кторый миллиарды лет существует в бесконечном космосе среди других планет и звезд)
Воспитатель. На втором поле для инопланетян нам необходимо отобразить эту информацию. Я предлагаю Землю нарисовать, а звезды наклеить. Приступайте к работе.
Воспитатель. Ребята, вокруг какой звезды вращается Земля? (Ответ детей. Планета Земля вращается вокруг Солнца. Солнце согревает ее и освещает)
Воспитатель. Почему на Земле день и ночь сменяют друг друга? (Ответ детей. Солнце не только согревает, но и освещает планету. На светлой стороне Земли-день, а на той половинке, которая остается в тени-ночь. Но Земля поворачивается к Солнцу то одним, то другим боком, а потому на ней день и ночь сменяют друг друга)
Воспитатель. Предлагаю Вам стать юными экспериментаторами, и с помощью эксперимента проверить действительно ли это так.
Ход эксперимента.
Подхожу к столу с макетом, выдвигаю его. В отверстие вставляю фонарик проговаривая: Фонарик-это Солнце, а глобус-Земля. Включаю Солнце. На светлой стороне что? (Дети отвечают-день) А на той половинке, которая остается в тени? (Дети отвечают-ночь) Но Земля поворачиваается к Солнцу теперь другим боком, и там где была ночь стал день, а там где был день стала ночь. Вы были правы, именно так происходит смена дня и ночи. А люди каких профессий работают днем? А люди каких профессий работают ночью?
Воспитатель. Присаживайтесь за столы и заполняйте третье поле вашей таблицы. (Дети изображают планету, на которой одна половина темная, а другая звкрашена)
4. Сидя за столом. Воспитатель. Что такое небо? (Ответ детей. Небо-это слой воздуха, без которого не было бы жизни на Земле)
Воспитатель. Что на небе отображено белым цветом? (Ответы детей. По небу плывут облака. Облака-это пар. А пар-испарившаяся вода)
Воспитатель. Я сегодня приготовила вам игру "Кто летает? Что летает? (Встаем и подходим к мольберту. Там лежат два маркера или карандаши. Возьмите карандаши. Красным цветом обведите предмет, обозначающий кто, а синим обведите предмет, обозначающий что)
Воспитатель. Присаживайтесь за столы и заполняйте следующее поле графически. (Дети рисуют земной шар. Вокруг рисунка еще один круг. Между кругами рисуют белые облака)
5. Сидя за столами. Воспитатель. Обясните, почему происходит смена времен года? (Ответ детей. Земля, вращаясь вокруг Солнца то приближатеся, то отдаляется. Когда планета ближе на Земле теплее, когда дальше-холоднее. Тепло бывает весной и летом, а холодно осенью и зимой. Так происходит на Земле смена времен года)
Беседуя, обращаем внимание на слайд на экране.
Воспитатель. Я начну, а ты продолжи. Зима холодная,. (далее дети продолжают называть признаки друг за другом без повторения названия времени года)
Воспитатель. Следующее время года назови Даниил. и т. д.
Воспитатель. Чтобы нам не забыть рассказать об этом инопланетянам заполните пятое поле мнемотаблицы.
6. Сидя за столами. Воспитатель. Я приглашаю обратить внимание на экран. Посмотрите, на экране изображена Земля, так как она выглядит из космоса.
Воспитатель. Как вы думаете, почему она окрашена в разные цвета? (Ответы детей. Земля очень красива. Эти желтые, коричневые и зеленые цвета - суша. А синий цвет, это моря и океаны)
Воспитатель. Наша планета и правда очень красива. Давайте поиграем в игру "Живые слова". (Дети берут по одному слову, которые напечатаны на листах бумаги. Им предлагается построиться по желанию рядом с тем, с кем они хотят встать. Получается предложение. Затем они путаются и встают в другом порядке -другие дети, получается это же предложение, но его читают по другому)
Воспитатель. Заполним шестое поле раскрасив материк цветами желтым, коричневым, зеленым.
7. Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. (Воспитатель вместе с детьми проходит и встает около полянки)
Стоя: Расскажите, что вы знаете о суше? (Ответы детей. На суше, на земляном слое растут трава, цветы, деревья. Где-то земля выше-это холмы, высокие горы, где-то ниже есть равнины. На суше живут звери, птицы, люди)
Воспитатель. Дерево какое? (Ответы: стройное, высокое, лиственное, хвойное. ; Цветы какие? -ароматные, голубые, красивые; Трава какая? -зеленая, мягкая, высокая, низкая, высохшая, мокрая.) Все это представители растительного мира.
Воспитатель. Обратите внимание на животных нашей планеты.
Далее делается шаг назад к плакатам.
Воспитатель. Мы с вами находимся в картинной галлерее, где находятся плакаты с изображением птиц, зверей, насеокмых. Какой мир нашей планеты здесь изображен? (Ответы детей: Здесь изображен животный мир)
Воспитатель. Загадайте загадку о любом представителе животного мира? (Дети загадывают загадку)
Воспитатель. Пройдем за столы и заполним седьмое поле. Где вы изобразите растительный и животный мир.
8. Воспитатель. Ребята, подойдите к экрану. Чем заполнены глубокие впадины? (Ответы детей: Самые глубокие впадины заполнены водой-это водоемы)
Воспитатель. А какие водоемы есть на планете Земля? (Ответы детей: море, океан, озеро, река.) Я буду называть слово в единственном числе, а вы называйте это слово во множественном числе. Дети. Море-моря, океан-океаны.
Воспитатель. Заполните восьмое поле.
9. Сидя здесь же, за столом.
Воспитатель. На девятом заключительном поле изобразите с помощью знаков свое отношение к нашей планете. (Дети рисуют планету и букву "Я" или планету и ладошки. По желанию)
Воспитатель. Вот каждый из вас нарисовал схему своего рассказа о нашей планете. Так хочется услышать ваши рассказы. Кто начнет? (Кто будет первым) (обязательно хвалю детей)
Воспитатель. Ирина Владимировна, пожалуйста, отсканируйте и отправьте рассказы ребят инопланетянам. (Отдаю листы с мнемотаблицами Ирине Владимировне)
Итог занятия: Итак, какую трудную задачу вы сегодня решили? (Ответы детей: Сегодня мы составили описательный рассказ для инопланетян)
Воспитатель. Смогут ли инопланетяне прочесть его? (Ответы детей. Да. Мы нарисовали его графически)
Воспитатель. Я сегодня порадовалась, что вы были внимательны, активны. Вы не только знаете много о нашей планете, но и смогли рассказать о ней. Попрощайтесь с нашими гостями. Пожелайте им удачного дня.