Елена Слободчикова
Формирование представлений об изменениях в природе у детей 3–4 лет
Формирование представлений об изменениях в природе у детей 3-4 лет.
Развитие у ребенка 3-4 лет представлений о временах года связано с его конкретным жизненным опытом. Опыт педагога показывает, что дети выделяют общие признаки, связанные с изменением того времени года, которое они проживают в данный момент, сравнивая их с предыдущим периодом. Осознание настоящего времени года тесно переплетается с эмоциональными переживаниями.
В возрасте 3-4 лет вполне возможно воспитать у детей интерес к явлениям природы, научить детей наблюдать.
Публикация «Формирование представлений об изменениях в природе у детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Основной формой работы на этапе ознакомления детей с признаками времен года являются прогулки, рассматривание иллюстраций, картин, обращение к произведениям литературы, устного народного творчества.
Знания о временах года можно условно разделить на три группы:
- знания о сезонных изменениях в неживой природе,
- знания о сезонных изменениях в живой природе,
-изменение жизни и труд людей в разные сезоны.
Во время бесед о наступившем дне, во время прогулки важно обратить внимание детей на земной покров. Зимой, конечно, будет вестись разговор о снежном покрове. Обогащаться знания детей о снеге будут во время экспериментов со снегом и льдом, рассматривание картин художников о зиме расширят образный запас, загадки о зимних явлениях природы, снеге, снежинках, морозных узорах развивают логическое мышление. Во время прихода весны взрослые с детьми наблюдают, как изменяется состояние снега, как постепенно оголяется зима, обращают внимание на то, где в первую очередь появляются проталины. Изменения в природе дети могут изобразить в своих рисунках, что вызовет у них эмоциональный отклик на явления родной природы. Ранней весной на прогулке важно обратить внимание детей на луковичные цветы, можно рассказать детям сказку про нарциссы и тюльпаны, которые спрятались от холода. Со временем дети могут наблюдать за более пышным травяным покровом, большую радость у детей вызывает цветение одуванчиков. Взрослые могут предоставить для детей большой пласт знаний о весенних цветах, попробовать разные способы изображения одуванчиков и других цветов. На примере тюльпанов и сирени возможно формировать у детей понятие о кустарниках и травянистых растениях. Осенью внимание детей обращается уже на изменением качества травянистого покрова. Когда мы обращаем внимание детей на изменение температуры воздуха, мы предлагаем детям выразить свои ощущения – жарко или прохладно. Это очень важно – учить детей чувствовать свое состояние.
Большой у интерес у детей вызывает знакомство с животными. Особенно важно пополнять знания детей о животных родного края. В этом помогут альбомы с изображением животных, модели животных, дидактические игры с карточками. Наблюдение за насекомыми доступно для детей на прогулках. Важно научить детей безопасности при соседстве с жалящими насекомыми.
Каждый ребёнок рад покупке новых вещей. Особенную радость у малышей вызывают сапожки и зонтик. Обращение к этим предметам поможет очень быстро переключить внимание детей на обсуждение погоды и времени года. Зимой этим предметом может быть игрушка-снежколеп. Доступно для детей помогут сообщить о сезонном труде взрослых подборки иллюстраций о работе в саду и на огороде, об уходе за домашними животными.
Знакомство с разными временами года проводится систематически изо дня в день, непрерывно, целенаправленно, с использованием наглядных материалов, художественного, используя игровые методы и создавая условия для эмоционального переживания происходящих в природе изменений.