Светлана Игошева
Конспект занятия по развитию речи на тему «Звук [ы] и буква ы» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: «Звук (ы) и буква ы.
Цель: уточнить артикуляцию звука (Ы, учить детей делить слово на части-слоги, упражнять детей в образовании существительных множественного числа, ознакомить с образом буквы Ы.
-Будем хлопать мы в ладоши,
-Если звук услышим (о,
-На другие звуки-
-Опускаем низко руки
-И пойдем по кругу
-Друг за другом.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи на тему „Звук [ы] и буква ы“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Какое сегодня число?
- А день недели?
- А какие занятия у нас в четверг?
- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.
- Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?
- Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:
Звук – невидимка спрятался в часы,
А его братишка – дедушке в усы.
Дети называют звук [ы].
Артикуляция звука
- Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. чтобы научиться произносить этот звук правильно, возьмите зеркала и давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. После занятия, кто хочет, может поупражняться еще, а сейчас уберите зеркала и вставайте в круг.
Характеристика звука.
- Звук [ы] – гласный.
Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:
- Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим [ы],
На другие звуки – опускаем руки
– А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).
- Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].
- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.
На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы],
Образование существительных множественного числа.
- Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).
- Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).
- Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.
- У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).
- У соседей выросла груша. а у звука [ы] – груши.
- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
-У соседей ягода, а у звука (ы)- ягоды.
- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы).
- И дома у звука [ы] не комната, а (комнаты, не диван, а (диваны).
- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
Физминутка:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
ножками потопали,
ручками похлопали.
покрутились, повертелись
и за партами все уселись.
глазки крепко закрываем,
дружно до 5 считаем.
открываем, поморгаем
и работать продолжаем.
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).
- Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ буквы).
Анализ образа буквы
Воспитатель с детьми рассматривает букву.
- Из каких элементов состоит буква ы? (Две палочки, полукруг)
- У буквы ы есть огород. Хотите узнать, что у нее там растет?
Вырастала репка,
Желтая и крепкая,
Перед домом свекла
Смотрит прямо в окна.
Корешочком удалась,
Поедим ее мы всласть.
И моркови урожай
Сладкой, сочной собирай.
Упражнение «Посолим суп» для развития щепоти
- Пузатенькая буква ы очень любит покушать. Она варит суп из овощей и солит его (упражнение).
- Варит картошку и солит ее (упражнение).
- А что еще готовит буква ы? (Дети перечисляют разные блюда и соответствующее солят).
Рефлексия: - Что на занятии тебя Арина сегодня заинтересовало, Макар понравилось?
Напиши мне на доске Вика букву «Ы»
-Дети а на следующем занятии с каким звуком и буквой вы хотели бы познакомиться?