Елена Панина
Конспект занятия по развитию речи «Перелётные и водоплавающие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширять, систематизировать и закреплять знания детей о перелётных и водоплавающих птицах.
Закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные, водоплавающие).
Совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.
Развивать у детей графические навыки.
Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Перелётные и водоплавающие птицы“» размещена в разделах
- Водоплавающие птицы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Чтение: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Серая шейка», В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок», чтение и заучивание загадок, рассматривание иллюстраций по теме «Перелётные и водоплавающие птицы», рассказ педагога о перелётных и водоплавающих птицах (в свободное время, наблюдение за птицами во время прогулок.
Материал:
Иллюстрации перелётных, водоплавающих, домашних и зимующих птиц, игрушка сорока - белобока, листы бумаги с зарисовками, простые карандаши.
Ход:
Дети встали вкруг.
Воспитатель: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки. Мне ответьте на вопрос – кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
Дети: Все у нас хорошие, все у нас пригожие.
Раздаётся постукивание в дверь.
Воспитатель: Дети, вы слышите, кто то к нам стучит? Пойду, открою и посмотрю, а вы тихонько садитесь на стульчики. Ой, так это сорока – белобока решила к нам в гости прийти. Здравствуй, сорока.
Сорока: Здравствуйте. Нет не в гости к вам пришла, а за помощью. Беда, беда птицы все пропали. Соловей не поёт, кукушка не кукует. В лесу стало тихо.
Воспитатель: Дети, давайте думать вместе, что же происходит с птицами, почему стало тихо в лесу.
Какое сейчас время года? Расскажите о характерных особенностях осени, какая она, что осенью происходит.
Дети: на улице становится холодно, опадают листья, осенью мы видим листопад, появляются заморозки, насекомые исчезают, птицы улетают на юг.
Сорока: Но я тоже птица, а на юг я не улетаю.
Воспитатель: Сорока – какая птица? (зимующая).
Ты сорока – зимующая птица, а перелётные птицы всегда улетают на юг, в теплые края, где нет суровой и холодной зимы.
Правильно тебе дети сказали, что осенью становится очень холодно. Появляются первые заморозки, насекомые исчезают и раньше всех улетают насекомоядные птицы.
Какое трудное слово: насекомоядные. В этом слове прячутся два слова. Скажите, какие слова вы слышите? (насекомые, едят).
Теперь повторите это трудное слово (насекомоядные).
Выставляю иллюстрации перелётных птиц.
Дети, назовите перелётных насекомоядных птиц (ответы детей)
А сейчас поиграем в игру: «Какая птица лишняя?» Посмотрите на карточки и скажите, какая птица лишняя и почему.
Цель игры: уметь классифицировать птиц.
Физминутка «Ласточка» :
Ласточки летели, (бегают по кругу, взмахивают руками, изображают полет птиц)
Все люди глядели
Ласточки садились (приседают, руки прячут за спину)
Все люди дивились.
Сели, посидели
Взвились, полетели. (бегут по кругу, взмахивая руками)
Полетели, полетели
Песенки запели.
Сорока: когда я к вам летела, на озере видела птиц. Они были в воде.
Воспитатель: Это были водоплавающие птицы. Вот ещё одно трудное слово. Скажите, дети, какие два слова вы слышите? (вода, плавают).
Повторите это трудное слово (водоплавающие).
Выставляю иллюстрации водоплавающих птиц.
Посмотрите на иллюстрации и назовите водоплавающих птиц (ответы детей). Расскажите, почему их называют водоплавающие, и чем они отличаются от насекомоядных перелётных птиц? (ответы детей).
Водоплавающие птицы тоже перелётные. Когда приходят сильные морозы озёра и реки покрываются льдом, и эти птицы тоже улетают ближе к югу, где водоёмы никогда не замерзают.
Сорока: Птиц, которых я видела на озере, они тоже улетят на юг?
Дети: Да. Потому что замёрзнет озеро, и у них не будет еды.
Воспитатель: Правильно, дети. А сейчас поиграем в игру с мячом «Назови птицу». Встаём в круг, передаём мяч друг другу и называем перелётных и водоплавающих птиц.
Цель: закрепить названия перелётных и водоплавающих птиц.
Воспитатель: Ты что, сорока - белобока загрустила, голову повесила?
Сорока: Скучно и трудно мне будет одной зимовать в лесу.
Воспитатель: Дети, что вы можете посоветовать сороке?
Дети: Сорока, перелетай поближе к людям. Зимой взрослые и дети вешают кормушки на деревья и подкармливают птиц.
Сорока: спасибо за совет, так я и сделаю. Ну, а теперь мне пора улетать в лес. До свидания.
А сейчас, дети, вы будете художниками. Вам надо дорисовать недостающие элементы у птиц : крыло, хвост, клюв. Но сначала мы разбудим свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Десять птичек – стайка»
Пой-ка, подпевай-ка сжимаем и разжимаем пальчики
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей, начинаем с мизинца правой руки
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка.
сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, начинаем с мизинца левой руки
серенькое перышко.
Это – зяблик, это - стриж,
Это – развеселый чиж.
Ну а это – злой орлан.
Птички – птички, по домам!
(обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча» птичек)
(потом дети на листочках выполняют работу)
Какие у вас получились птички? (3 - 4 индивидуальных ответа).
Итог занятия.
Дети, скажите, кто был у нас в гостях?
О чём мы вели беседу с сорокой – белобокой?
Какие трудные слова мы разбирали?
Все хорошо сегодня занимались, были внимательные и активные. Занятие окончено.