Сидельникова Надежда Сергеевна
«Русская матрёшка — символ России». Конспект занятия по развитию речи и патриотическому воспитанию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: нравственно-патриотическое развитие.
Задачи:
• Знакомство с русской матрешкой, видами матрешек;
• продолжать формировать умение давать полный ответ на вопрос;
• отрабатывать четкое проговаривание звука «д»
• Воспитывать интерес к народному искусству;
• Формирование любви и гордости к Родине;
Материалы:матрёшки, картинки с изображением матрешек.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята,послушайте внимательно загадку и скажите мне разгадку.
Рядом разные подружки,
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дети:(Матрешка).
Воспитатель : Молодцы. Конечно это Матрёшка. И сегодня мы с вами узнаем историю этой необычной игрушки.
Ее придумали примерно в 1890 году. Существует легенда о ее происхождении. Однажды русский монах, живший на японском острове Хонсю, сделал фигурку-игрушку Фукуроку Дзю – Фукурума- Бога мудрых поступков. В Японии он считается главным Богом счастья. Добрый усатый старец раскрывался, а внутри находились еще фигурки божеств. Эту идею заприметилирусские мастерав. Они сделали игрушкуМатрешку, которая вскоре сталасимволом России. С большим старанием, вручную, изготовил первуюматрешкумастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Они «переодели»ее врусскийсарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна. Назвали ее стариннымрусским именем – Матреной, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. А ласково её называлиМатренушка, Мотронушка,Матрешечка. Вот так и появилась на свет фигурка девочки врусском сарафане. Но прошло время иМатрешекстали изготавливать на фабриках игрушек. Выпиливали на станках, а художники расписывали яркими разноцветными красками. На сарафанах и фартуках изображены красивые цветы, сюжеты сказок и изображения природы. Давайте внимательно рассмотримматрешек.
- Из чего сделанаматрёшка (ответы детей)
- Еслиматрёшка сделана из дерева, томатрёшка, какая (ответы детей)
-Скажите, чем они похожи друг на друга (Матрешки похожи одеждой.)
-Как называется головной убор уматрешек (Платок.)
- А что надето наматрешках (НаМатрешках надет сарафан.)
-Чем украшен сарафан (Цветами, листиками, ягодками)
- Что ещё вы можете сказать оматрёшке, какая она (ответы детей)
-Матрешки– очень добрые игрушки и любят дружить! А еще они любят играть с детками!
Физкультминутка «Матрёшки»
Хлопают в ладошки дружныематрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топаютматрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселыематрешки. (Хлопают в ладоши)
Существуют следующие видыматрешек :
Загорскаяматрешкачем-то похожа на первуюрусскую матрешку. Она так же наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы тремя точками: две вверху, одна внизу. Платок у загорскойматрешки завязан узлом. У загорскихматрешек расписывают сарафан, платочек. Узоры очень простые. Они расписаны простыми цветами, листочками и точками. Обычно используют три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий. Контуры рисунка обводят черным.
Семеновскаяматрешка
Этаматрёшка появилась в селе Семеново, в Поволжье на 20 лет позже сергиево-посадской. В отличие от посадской, у нее много незакрашенного места. Самая нарядная часть – фартук с яркими цветами. В росписи семеновскойматрешкииспользуют всего три цвета – красный, жёлтый и зелёный.
У семёновскойматрёшки не всегда прописаны ручки и нет дополнительных деталей. По количеству в наборчике этих куколок всегда было много. Семёновские барышни в ярких сарафанах всегда держат в руках пышный букет цветов
Семеновскаяматрёшка была почти в каждой семье. Это не означает, что она самая лучшая, просто она самая массовая.
Полхов-майданская.
Формой полховскаяматрешказаметно отличается от своих сестер. У нее вытянутая фигурка с маленькой, головкой или почти ровный столбик.
Полховскаяматрёшка самая цветастая, но и самая грубо прописанная. У неё часто отсутствуют в рисунке ручки, нет дополнительных деталей. Вместо сарафана и передника – широкий овал, весь заполненный крупными розонами, колокольчиками, яблочками и кудрявыми листочками. Овал лица с кудряшками волос, брови, глаза, нос, даже рот намечают черной тушью, обрамляются завитками кудрей и трилистниками цветистого розана.
Уматрешек нет платка с завязанными концами, он ниспадает с головы. Нет сарафана и фартука, вместо этого – условный овал на двухцветном фоне: вверх- красный или желтый, низ – зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальноезанятокрупными и яркими цветами в черном контуре. И главное отличие: мастера выводят на каждойматрешкесвои любимые большие розово-малиновые цветы шиповника.
Вятскаяматрешка.
Вятскаяматрешка-самая северная из всех российских матрешек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этойматрешкизавораживает и притягивает нас, настолько оно мило и приветливо. Характерно особенностью вятских красавиц становится аппликация из ржаной соломкой.
Тверскаяматрешка.
Матрешкаимеет вытянутую форму игрушки. Наряд – необычен, кукла одета в костюм девушек Тверской губернии. Платок–шаль еще более подчеркивает объемностьматрешки. При выполнении тверской куклы используют роспись под хохлому золотыми красками. Древнерусскиедевушки изображены в праздничных одеяниях с украшениями и золочеными головными уборами. Платок красный, передник черный с крупными розовыми цветами в окружении зеленых листьев. Красно-черное сочетание – узнаваемая особенность тверскихматрешек. Многие считают их самыми красивыми. Эти куколки светятся, как крашеное пасхальное яйцо.
Авторскаяматрешка.
С конца 80-х – начала 90-х гг. XXв. Начинается новый этап вразвитииискусства изготовленияматрешки– так называемый период авторскойматрешки. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушкерусские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Сегодня можно встретить иматрешки, расписанные под гжель, жостово, хохлому, палех. Таким образом, нынешняяматрешкакак бы концентрирует все богатство художественных традицийрусскогоприкладного искусства, оставаясь современной.
Мода наматрешкувышла за пределы национальных границ. Появились чувашские и татарские, башкирские и марийские, мордовскиематрешки, расписанные в национальных традициях.
-Матрешка- игрушка, которая любит и забавные чистоговорки.
- Чтобы все слова произносить правильно, чётко и красиво, сначала поиграем с нашим язычком.
Артикуляционная гимнастика.
Погулять язык собрался:(открыть рот)
Он умылся (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам -«облизнуться»)
Вправо, влево повернулся (повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез (опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез (спрятать язык во рту).
Чистоговорка
Ду-до-да – гудят провода.
Да-да-да – теплая вода.
Ду-ду-ду – спать я не пойду.
Де-де-де – я не знаю где.
Ди-ди-ди – спокойно посиди.
Да-да-да, да-да-да - не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду - все равно туда пойду.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди - ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да, да-да-да - ой! Холодная вода!
Де-де-де, де-де-де - вот беда! Вадим, ты где?
Ды-ды-ды, ды-ды-ды - только слышно из воды.
Дидактическая игра:«Найди пару»
Рефлексия:Воспитатель : ребята, о какой игрушке мы сегодня узнали? (правильно, сегодня мы с вами поговорили о игрушкематрешке, которая служит символом России.)
-Что вы узнали нового проматрешку?