Анжелика Хаметова
Конспект занятия по развитию речи «Наш любимый город»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родном городе, об улицах, на которых живет каждый из детей группы, и об улице, на которой находится детский сад. Расширение и уточнение словаря по теме «Наш город. Моя улица» (красивый, прекрасный, строить, любить, беречь, гордиться). Совершенствование навыка чтения.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Наш любимый город“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Коррекционно-развивающие цели. Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи (формирование умения отвечать на вопросы по картине). Повышение речевой активности. Развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления, тонкой моторики, творческого воображения. Воспитание длительного плавного выдоха.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Фотографии или открытки с видами родного города, тетради по числу детей, контейнер с простыми и цветными карандашами, конверты с разрезными картинками, плоскостные изображения чаек, карточки с пройденными буквами, предметная картинка с изображением чашечки с чаем, контейнер с красными и синими фишками, предметная картинка с изображением баржи.
Предварительная работа. Разучивание подвижного упражнения «На закате тучки тают», прогулка с родителями по центру города (знакомство с Невой, Невским проспектом, Дворцовой площадью, формирование понятий главная улица, главная площадь, главная река. Прогулка с воспитателями и логопедом по улице, на которой находится детский сад. Рассматривание зданий, транспорта. Прогулка по территории детского сада. Рассматривание здания детского сада, оборудования прогулочных площадок. Формирование умения ориентироваться на участке детского сада.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Развитие связной речи. ]
Логопед встречает детей, организует приветствие, приглашает детей к наборному полотну, на котором выставлены открытки с видами (родного города).
Логопед. Пройдите к наборному полотну и рассмотрите фотографии, которые на нем стоят. Возьмите фотографию того места, которое вы узнали. Расскажите, что у вас на фотографии. Вспомните, что вы знаете об этом месте.
1-й ребенок. Это река. Я гулял там с мамой и папой. Река очень красивая. Над водой летают чайки.
2-й ребенок. Это главная улица нашего города. Там много красивых домов.
3-й ребенок. Это главная площадь нашего города.
4-й ребенок. На этой улице стоит наш детский сад. Проспект широкий. По нему едут машины.
Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо рассказали об известных вам местах нашего города. Сегодня мы посвятим занятие нашему городу). Мы с вами должны гордиться тем, что живем в таком прекрасном городе, и беречь его.
2. Работа в тетради. [Развитие тонкой моторики. Расширение пассивного словаря (Адмиралтейство, шпиль, символ).]
Логопед предлагает детям сесть за стол, раздает им открытые тетради, ставит на стол контейнер с карандашами, помещает на мольберт фотографии с видом Адмиралтейства и с изображением кораблика на его шпиле.
Логопед. Вы гуляли с родителями и, конечно же, видели вот это здание. Это Адмиралтейство. На золотом шпиле Адмиралтейства находится— маленький золотой кораблик. Посмотрите, какой он красивый. У него раздуты паруса, вьются на ветру флаги. Сейчас вы обведете простым карандашом изображение кораблика, а потом раскрасите его. Каким карандашом вы это сделаете?
Дети. Желтым.
Логопед. Верно. Выполняйте работу. Вот какой красивый золотой кораблик у вас получается. Если увидите где-то изображение такого кораблика, вспомните, что это один из символов нашего города.
Дети выполняют работу. Логопед контролирует выполнение задания, а потом предлагает детям выбрать лучшую работу.
3. Разрезные картинки «Наш детский сад». [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, связной речи. ]
Логопед собирает тетради, убирает контейнер с карандашами, раздает детям конверты с разрезными картинками, помещает на мольберт фотографию с видом детского сада.
Логопед. Что за здание вы видите на фотографии?
Дети. Это наш детский сад.
Рис. 46
Логопед. Что вы можете рассказать о нем? Какой он?
Дети. Он большой, красивый. Около него растут высокие деревья. На площадках есть песочницы, качели, горки, скамейки.
Логопед. Сейчас вы достанете из конвертов разрезные картинки и сложите такое же изображение детского сада из частей.
Дети выполняют задание. Логопед оказывает помощь, если это необходимо.
4. Подвижная игра «На закате тучки тают». [Координация речи с движением, закрепление умения двигаться по кругу в общем для всех темпе. ]
Дети выходят на ковер и образуют круг.
На закате тучки тают,
Ходит ветер круговой, Идут по кругу, взявшись за руки.
Чайки легкие летают
Над холодною Невой. Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.
5. Составление и чтение слогов и слов с пройденными буквами.
[Совершенствование навыка составления и чтения слогов и слов. ] Логопед предлагает детям пройти к магнитной доске, на которой закрепляет плоскостные изображения чаек, держащих в клювах карточки с пройденными буквами (согласные буквы синего, а гласные — красного цвета).
Логопед. Чайки покружились над Невой и принесли нам карточки с буквами. Каждый из вас должен взять сначала одну согласную, а потом одну гласную буквы, поставить их рядом и прочитать, что получилось.
1-й ребенок. Ну.
2-й ребенок. Ма.
3-й ребенок. Но.
4-й ребенок. Та.
Логопед. Давайте попробуем составить слова из этих частей. Дети. Пума, нота.
Логопед. Очень хорошо. Молодцы! А теперь пройдите к зеркалу.
6. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. ]
Дети садятся перед зеркалом, логопед следит за правильной посадкой детей и предлагает им сделать уже знакомые упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих. Каждое упражнение выполняется 3—4 раза. После каждого упражнения логопед дает детям время для отдыха, напоминает, что нужно проглотить слюну. Для сопровождения гимнастики используются игрушки.
Логопед. Давайте научимся делать новое упражнение. Посмотрите, какая чашечка нарисована на этой картинке. (Показывает.) В чашечке — горячий чай. Видите, какой пар поднимается над чашечкой. Давайте сделаем «чашечку» из языка, поднимем, уберем ее за верхние зубы и подуем на горячий чай: ш.
7. Упражнение «Разноцветные кружки». [Развитие навыков звукового анализа и синтеза. ]
Логопед убирает игрушки и картинку, вновь приглашает детей за стол и помещает на стол контейнер с красными и синими фишками.
Логопед. Я хочу предложить вам игру «Разноцветные фишки». Я буду произносить звуки, а вы будете обозначать их кружками. Вы помните, каким цветом мы обозначаем гласные, а каким — согласные звуки?
Дети. Согласные — синим, а гласные — красным.
Логопед. Ам. Подумайте, какой кружок вы положите первым, а какой — вторым.
Дети. Сначала — красный кружок, а потом — синий.
Логопед. Почему? Какой звук вы услышали первым, а какой — вторым?
Дети. Первый звук [а], второй звук — [м].
Аналогично проводится анализ слога -то-.
Логопед. А теперь подумайте, что получится, если я сначала произнесу звук [и], а потом — звук [т].
Дети. Ит.
Логопед. Правильно. Обозначьте звуки кружками. Какой будет первым, а какой вторым?
Дети. Первый кружок — красный, а второй — синий.
Логопед. Отлично.
Аналогично проводится синтез и анализ слога -му-.
8. Упражнение «Слушай внимательно». [Развитие речевого слуха. Пополнение пассивного словаря (баржа).]
Логопед убирает контейнер с кружками.
Логопед. Напомните мне, как называется главная река нашего города.
Дети. Нева.
Логопед. Верно. Послушайте стихотворение о Неве.
У красавицы Невы
Ожерелье из листвы.
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века,
Но совсем не белоручка
Знаменитая река.
Баржи, лодки, пароходы
На себе несет Нева.
М. Борисова
По Неве плывет много транспорта. Вы запомнили, какой транспорт плывет по ней?
Дети. Лодки, пароходы.
Логопед. А еще баржи. Это такие большие суда для перевозки грузов. Посмотрите на картинку. Вот так выглядит баржа.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед убирает картинку.
Логопед. Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня.
Дети. Мы говорили о нашем городе, о Санкт-Петербурге.
Логопед. Что вы запомнили о нем?
1-й ребенок. Это Северная столица.
2-й ребенок. Это очень красивый город.
3-й ребенок. Мы должны гордиться им.
4-й ребенок. Мы должны беречь его.
Логопед. Очень хорошо. А что вам понравилось делать на занятии?
Дети. Составлять и читать слова. Раскрашивать кораблик. Собирать разрезные картинки.
Логопед. Вы очень хорошо занимались сегодня. Я вами горжусь!