Алиева Диана
Конспект занятия по развитию речи «Ознакомление с картиной «Золотая осень» И. Левитана» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи на тему «По ознакомлению с картиной «Золотая осень» И. Левитана» в старшей группе
Программное содержание:
Обучающие: формировать у детей умение рассматривать, анализировать произведение живописи – пейзаж; учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения; совершенствовать монологическую речь детей, обогащать словарь детей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И.И., художник
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Развивающие : развивать целостное и эмоциональное восприятие живописи, развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже.
Воспитательные: воспитывать в детях умение оценивать и почувствовать красоту картины в целом и отдельных ее частей (фрагментов).
Словарь: пейзаж, цвет, золотая, речушка, извилистая, тишина, покой.
Предварительная работа, связь с другими занятиями.
Чтение стихов о времени года – осень, авторов С. Есенина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, В. Жуковского, И. Никитина.
Рассматривание картин : И. Шишкин «Осенний лес», «Сосновый бор», Ф. Васильева «Болото», Ил. Остроухова «Золотая осень».
слушание музыки П. Чайковского «Времена года. Осень» .
Занятие по изобразительной деятельности: изображение картин осенней природы.
Дидактические игры: «Разрезные картины», «Лото».
Ход НОД
В: Ребята, посмотрите за окно. Взгляните на этот пейзаж. Какое время года за окном?
Д: Осень.
В: Послушайте стихотворение
В золотой карете, что с конем игривым
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
О каком времени года рассказал нам поэт? (Об осени.)
(Звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Осень»)
Воспитатель предлагает детям подойти к картине, представить себя на берегу реки в белоствольной роще, какие чувства и ощущения у них возникли.
В: Разминка «Отгадай загадки».
а) Весной роняет слезы белая …. (береза);
б) Стоит летом золотая, сладким медом налитая (липа);
в) Если дует ветерок – задрожит ее листок, ветерок совсем не сильный – но дрожит листок …. (осины);
г) Весною кудри завила, нежные, пушистые и стоит белым-бела (черемуха) душистая;
д) Прилетает в гости к ней стайка алых снегирей, по ветвям они снуют, красны ягоды клюют (рябина).
А теперь физминутка, немного отдохнем
Мы листики осенние, (руки вверх)
На веточках висели. (покачать кистями рук)
Ветер дунул, полетели. (качаем руками, наклоны туловища в стороны)
Мы летели, мы летели, (покружиться)
И на землю тихо сели. (присесть, опустив руки)
Ветер снова набежал (встаём)
И листочки вверх поднял. (поднимаем руки вверх)
Закружились, полетели (качаем руками)
И опять на землю сели. (садимся на корточки)
В: Ребята, посмотрите внимательно на картину : на луг, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на речку и на яркое солнечное небо над ней.
В: А вы хотели бы оказаться на этом лугу? Как бы вы назвали эту картину?
Д: Отвечают.
В: И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему?
Д: Отвечают.
В: Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое : пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня. Какие приметы осени вы видите на этой картине? Какое небо?
Д: Яркое, солнечное, голубое, прохладное.
В: Какой день изображен на картине : ясный или пасмурный?
Д: Ясный.
В: Есть ли на небе облака? Какие они?
Д: Белое облачко.
В: Как вы думаете, какое настроение у берез?
Д: Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.
В: А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину.
Д: С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным.
В: Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах и о голубом ручье.
Примерный рассказ воспитателя.
Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.
В: Кто хочет начать рассказ? Кто продолжит? Каким может быть конец рассказа?
В: Молодцы, ребята.
В: Продолжим делиться своими впечатлениями о картине. Кто готов составить целый рассказ от начала до конца?
(Выслушать рассказы еще 2-3 детей, в зависимости от времени)
В: Дидактическая игра "хорошо-плохо"
Ребята, а почему про осень говорят, что она унылая? А кто думает иначе? Докажите.
Одна группа ребят доказывает, что осень - грустная пора, а вторая -- что осень - это весёлая пора.
Аргументы в защиту могут быть следуюшими.
Осень - грустная пора :
- не пускают гулять;
- холодные и частые дожди;
- непросыхающие лужи;
- сильный и холодный ветер;
- грязь и слякоть;
- улетают птицы и т. д.
Осень - весёлая пора :
- красивые пейзажи;
- можно увидеть и услышать, как летит журавлиный клин;
- много красивых цветов;
- много вкусных даров осени;
- можно подбрасывать вверх листья;
- можно пойти в гости друг к другу и там поиграть и т. д.
В: Ребята, что вам больше всего запомнилось с нашего занятия?
Что мы с вами делали на сегодняшнем занятии, чему учились?
О чем бы вы ещё раз хотели бы вспомнить и поговорить?
Д: Отвечают.
В: Ребята, несмотря на то, что осень – немного грустный период, но очень красивый, поэтому многие композиторы, поэты и художники старались запечатлеть красоту этого времени года в своих произведениях. Природа осенью как - будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждёт другое – интересное и красивое время года.