Аржевитина Валентина
Конспект занятия по развитию речи в форме рассказывания по картине «Как животные леса готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Совершенствовать умение детей понимать идею предложенной картины и составлять по ней развернутый рассказ.
2. Побуждать детей к образованию сложных слов и введению их в активный словарь: длинноногий, короткохвостый, быстроногий…
3. Воспитывать целеустремленность, стремление к самовыражению.
Ход занятия
I. Рассказ воспитателя.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в форме рассказывания по картине „Как животные леса готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Животные. Составление рассказов, описание
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
На улице - поздняя осень. Интересно, а что сейчас в лесу? Голый, холодный лес, но в нем тихо. Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях. А кто остался -O- (ответы детей). Плохо осенью в лесу животным, голодно и холодно становится. В пустом лесу легко заметить и зайчика, и лису, и белку, которые поменяли цвет шерстки.
Торопятся набить свои кладовые, заготавливают запасы пищи впрок животные. Да, звери готовятся к зиме, делают припасы и каждый день благодарят осень за ее подарки.
Хотите, ребята побывать в осеннем лесу и понаблюдать за животными? (Аудиозапись с голосами леса.)
- Воспитатель продолжает: «Лес для животных – дом, где они охотятся, пасутся, выводят потомство – в общем, круглый год заняты делом. Чувствуют они себя в этом доме хорошо, потому что приспособлены к жизни в лесу. Лес большой, значит в нем много каких животных?» - (согласование сущ. в разных падежах: волков, лис, медведей, зайцев). (Перечислить – обобщить : дикие животные.)
Почему мы их называем дикими? – (живут в лесу, сами себе добывают пищу, защищаются от врагов, т. е заботятся о себе сами. А природа позаботилась о них).
Порассуждаем, что помогает животным выжить в суровых условиях леса?
II. Обратить внимание детей на картину «Осень в лесу».
- О чем хочет рассказать нам художник этой картины?» - (ответы детей).
Воспитатель: «В каждое время года у животных свои заботы. Весной – главная забота для животных – вывести потомство. Они обустраивают место, выводят детенышей. Летом – тепло, корма всякого много, забота у взрослых зверей только одна – растить свое потомство, научить его многому.
Другое дело – осень: посмотрите на картину, какая главная забота у животных осенью? (готовиться к зиме).
- Что необходимо приготовить к зиме животным? – (припасы, жилища, некоторые животные меняют цвет шерсти).
- Зачем необходимо животным готовиться к зиме? – зимой морозы, нет никакой еды, а значит, животным придется очень трудно жить.
Воспитатель: Верно, каждый зверь готовится к зиме по-своему. А природа распорядилась помочь животным.
- Что об этом спешит сообщить нам картина?
- Проблема. – Что же мы увидели? – ответы детей.
- Картина просто замечательная. Хотите мы сейчас все вместе составим рассказ о том, как животные готовятся к зиме? А, чтобы наш рассказ получился полный вспомним, что мы знаем о тех животных, которых сейчас назвали. А начнем мы -O.
III. Поиграем в игру: «Закончи предложение» : (работа с предметным словарем и словарем прилагательных).
1. У медведя маленькие, круглые (уши, косолапые (лапы); и поэтому его называем … (косолапым, неуклюжим).
2. У лисы длинный пушистый (хвост, вытянутая (мордочка); она любит длинным хвостом быстро заметать следы, значит о ней мы скажем какая она? (длиннохвостая, шустрая, хитрая).
3. У зайца длинные быстрые … (ноги, короткий пушистый (хвост, значит он … (быстроногий, короткохвостый, он сидит под кусточком и дрожит, боится, поэтому он … (боязливый).
4. У лося ветвистые (рога, крепкие, быстрые (ноги, значит он … (быстроногий, важный, сильный).
5. У волка острые, крепкие (зубы, далековидящие (глаза). 0н – зубастый, зоркий.
6. У ежа тонкие, колючие (иголки, чуткий (нос, ноги коротенькие, поэтому еж … (коротконогий, шустрый, колючий).
7. У рыси пушистая, пятнистая (шерсть, на ногах острые (когти, на ушах… (кисточки); она любит охотиться на других животных, значит рысь (хищник, она ловко прыгает с дерево на дерево, значит это животное (ловкое).
8. У белки красивый, пушистый. (хвост, на лапках цепкие (коготки, на ушах (кисточки, она быстро может прыгать с ветки на ветку в лесу, значит белка какая (ловкая); с какой по цвету шерсткой (рыжей); - самое маленькое животное леса, о нем тоже необходимо сегодня сказать: мышка.
9. У мышки вытянутая (мордочка, короткий тонкий (хвост, острые (зубки, любит ими все грызть; она такая маленькая, что может пролезть в самую узкую щелку, значит она какая? … (шустрая, ловкая, быстрая, острозубая, короткохвостая).
10. У кабана тело покрыто жесткими волосками (щетиной, его нос, как у свиньи (пятачок, которым кабан быстро может рыть землю, на мордочке два острых. (клыка, чуткие большие … (уши); на ногах … (копыта).
Воспитатель: Вот как много разных слов мы сказали о животных! (Можно выбрать лишь несколько животных для описания.)
Отдохнем, игра с пальчиками:
Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдешь в лесу. Поочередное соединение всех пальцев с с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем.
Смена рук.
А теперь надо вспомнить жилища многих из животных, тогда нам легче будет понять, что для животных – зима?
Игра «Чей дом» : К зиме все звери готовят себе дома :
- Медведь выбирает (берлогу);
- Белка ищет … (дупло);
- Лиса роет (нору);
- Волк устраивает (логово);
- Мыши зимуют – в норках;
- Какого самого маленького зверька вы увидели? (мышка). Чем она так занята? – (колосок потащила в свою норку).
Воспитатель: мышки особенно усердно натаскивают себе припасы. Многие из них вырыли себе норки прямо в стогах сена, в хлебных скирдах и каждую ночь воруют зерно с хлебных полей. Надо оберегать от них урожай.
А многие звери никаких особых кладовых себе не устраивают.
Они сами себе кладовые. Просто наедятся за осенние месяцы, станут толстые – претолстые, жирные – прежирные – и все тут. Жир ведь тот же запас пищи.
Он лежит толстым слоем под кожей, и когда зверю нечего есть, проникает в кровь. А уж кровь разносит пищу по всему телу. Кто так спит? (а еще, кроме медведя, барсук, енот, летучие мыши). Они крепко спят всю зиму, а жир их не только питает, но еще и греет, он холода не пропускает.
Чем занят медведь? Медведь таскает сухие ветки, еще добавим - мох и под корнями сваленного дерева устроит себе берлогу.
Обратите внимание на белок. На одной картине она рыжая, а на другой серая. Кто знает, почему? (меняет цвет шерстки). Зачем? (чтобы не было ее заметно). Шерстка становится густая, шелковистая. Зачем? (она теплее летней).
Кто еще меняет цвет шерсти? (лиса, заяц) – обратить внимание на картине.
- Что белка заготавливает на зиму? (запасает орехи, желуди. Складывает их в дупло, а грибы развешивает на колючих сучках – сушиться.). Зачем? (зимой найдет и полакомиться). А кроме еды, что важно приготовить белке? (дупло).
Как она его утепляет? (веточками, сучками, да еще и подстилку теплую выстелет, а в морозы прикроется пушистым хвостиком и спит).
- Еж собирает грибочки, дикие яблочки, найдет ямку в трухлявом пне, натаскает туда листьев – вот и готово жилье на зиму.
Много мы с вами вспомнили, что знаем о диких животных. Как вы думаете, теперь легко будет составить рассказ на тему : «Как животные к зиме готовятся?
IV. Физкультминутка: «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом
До весны уютно в нем.
V. А поможет рассказать нам его - план, который подскажет, что сказать и когда. Показать детям мнемотаблицу (алгоритм рассказа) :
Вот наш план – рисованный. И рассказывать мы будем так :
- Сначала скажем, что наступила (осень, осень какая? (поздняя).
- Затем необходимо рассказать какой лес осенью … (голый, холодный, тихий, пустой).
- Как вы думаете, что расскажем потом? (будем рассказывать о разных животных, как они готовятся осенью к зиме).
– Чем наш рассказ закончить? (плохо животным в лесу, но, если они позаботились о себе, подготовились к зиме, то легче им будет перезимовать).
VI. Составление рассказов детьми. Спросить последовательно по алгоритму несколько детей, чтобы получился полный рассказ. Затем повторить его с другой подгруппой детей.
Анализ: Мы сумели составить с вами рассказ по картине? Почему?