Елена Аксенова
Конспект занятия по развитию речи «Люди и Космос» (старшая разновозрастная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений детей о космосе, планетах.
Задачи: • Образовательная: обобщение представлений детей о космосе, познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики, познакомить детей с первым советским космонавтом; дать первоначальные сведения о планетах солнечной системы. Активизировать словарь детей словами: космос, планета, космонавт, скафандр. • Развивающая : 1. Развивать связную речь обучающихся, умение отвечать полными ответами. 2. Формировать интерес к космосу; 3. Развивать внимание, воображение, зрительное, слуховое, эстетическое восприятие, творческие способности; 4. Развивать двигательную активность и мелкую моторику обучающихся посредством игровых двигательных заданий; • Воспитательная: воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Методы и приемы:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Люди и Космос“ (старшая разновозрастная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Словесный (беседа, речевой образец, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение, просьба); • Наглядный (игрушка Лунтик, задание в конверте, плакаты с изображением планет солнечной системы, фотография Ю. А. Гагарина, ростовый макет ракеты, картонные звёзды разного цвета, которые ребята в последствии будут собирать выполняя задания, показ иллюстрационного материала, цветной камешек в качестве Лунного камня); • Игровой (Появление Лунного гостя; речевая гимнастика «Над землёю ночью поздней»; дидактическая игра "Угадай словечко"- вычлнение существительных на космическую тему из ряда обычных существительных, не относящихся к теме космоса хлопком в ладоши, сюрпризный момент с космическим конфетами в качестве угощения); • Практический (нетрадиционное рисование –соединить линиями одинаковые предметы на картинке; определить зашифрованный звук "С" на картинке с космическими рисунками); • Метод контроля (самооценка детьми результатов деятельности.)
Планируемые результаты: дети имеют элементарные представления о космосе, планетах; активно выражают свои мысли посредством речи; выражают любознательность и интерес к творческой деятельности; дети проявляют познавательный интерес в ходе исследовательской деятельности; сосредотачиваются на заданиях, проявляет внимание, воображение, зрительное, слуховое, эстетическое восприятие, творческие способности; активно двигается в ходе игровых двигательных заданий. Материалы и оборудование: фотографии Ю. А. Гагарина, бумажный макет ракеты, картинки с изображением планет солнечной системы, иллюстрации звёздного неба, звёзды из картоны, листы формата А4 с изображением космических тел, предметов; Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций портрета Ю. А. Гагарина; чтение энциклопедий о космосе, стихотворений, рассказов: В. Бороздин «Первый в космосе», О. Ахметова «В космосе так здорово!», заучивание стихотворений на тему "Космос". Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня к нам в гости пришёл Лунный гость. Кто это вы уже конечно же догадались- это Лунтик! Ребята, недавно Лунтик побывал у своих родственников на Луне. В гостях ему подадрили лунный камень, чтобы он смог привезти его на Землю и показать друзьям, но вредные лунные человечки забрали подарок Лунтика и спрятали его. Они оставили задания, которые нужно выполнить, чтобы найти потерянный Лунный камень. Без нашей помощи Лунтику его не найти. Хоть сам Лунтик родился на спутнике Земли -Луне, о космосе Лунтик знает очень мало. Давайте поможем Лунтику выполнить задания и вернуть свой подарок? Дети: (отвечают- да, давайте) Воспитатель: А пока наш гость посидит и послушает нашу беседу и далее мы вместе отправимся в космическое путешествие на Луну. Ребята, а кто знает, какой сегодня день? Дети: (отвечают) Воспитатель: 12 апреля наша страна
отмечает День Космонавтики.
В этот день много лет назад в космос полетел первый в мире космический корабль – спутник
«Восток-1» с человеком на борту. Воспитатель: А кто знает, как называют людей, которые изучают и летают в космос? Дети: (космонавты). Воспитатель: Первыми "космонавтами" – разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка - "космонавт" пробыла над Землёй почти целые сутки. Но тогда ещё учёные не умели возвращать космические корабли на Землю. 19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Только после того, как они вернулись, целы и невредимы, в космос полетел человек. Первым человеком, который смог отправиться в космическое путешествие, и облететь всю нашу Землю, был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на ракете «Восток-1» он облетел Землю и пробыл в космосе чуть больше часа. Сейчас космонавты проводят в космосе много дней. Они живут на космических станциях, работают, проводят разные эксперименты, следят за приборами, проводят ремонт оборудования. Рассказывает стихотворение Яся С. : В космической ракете С название «Восток» Он первым на планете Подняться к звёздам смог. Поё т об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется одежда космонавтов? Дети: (скафандр) Воспитатель: А кто знает, как добраться до космоса?
Дети: (на ракете). Воспитатель: Что можно увидеть в космосе? Дети: (звезды, солнце, другие планеты) Воспитатель: А сейчас Рита и Андрюша дополнят ваши ответы. Рассказывают стихотворение Рита Г. и Андрей В. : Раскинув свой огнистый хвост, Комета мчится между звёзд. — Послушайте, созвездья, Последние известия, Чудесные известия, Небесные известия! Несясь на диких скоростях, Была у Солнца я в гостях. Я Землю видела вдали И новых спутников Земли. Я уносилась от Земли, За мной летели корабли! Воспитатель: Сейчас, мы представим, что мы юные космонавты и совершим путешествие в космос. Давайте наденем скафандры. Имитация надевания. Физкультминутка созвездия Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звё зды: Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землёю ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят. (Руки вверх, в стороны вниз, потянулись руки вверх, руки в кулачки сжимать, руки перед глазами, ноги вместе, руки вверх, покачаться, наклон вниз, руки машут тик-так, присесть руки вперед, ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться, руки вниз, поднять голову вверх, потянулись вверх, руки вверх, руками берём созвездия.) Воспитатель: Ребята мы в космосе! Так выглядит космос, видите как много планет в нём. Солнце – это звезда, самая ближайшая к нам, это центр планетной системы и могучий источник жизни на Земле. Без солнечного света ни одно живое существо не могло бы жить. Воспитатель: Ребята, а возле солнца есть и необычные шары. Это планеты. Вокруг солнца вращается девять планет, послушайте, как они называются: Матвей Р. рассказывает стихотворение о планетах: По порядку все планеты Назовет любой из нас: Раз — Меркурий, Два — Венера, Три — Земля,
Четыре — Марс. Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, За ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. Воспитатель: Посмотрите на каждую планету, они все разные, очень красивые и необычные. А на какой планете живём мы? Дети: (Земля). Воспитатель: Правильно, ребята. А почему нашу планету Земля называют голубой планетой? Потому что большая часть нашей планеты покрыта водой – морями и океанами, реками и озерами. Воспитатель: Дети я вам расскажу про планеты, а вы послушайте внимательно: Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Она каменистая. Венера – покрыта толстым слоем облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Это самая яркая планета. Земля – есть вода, кислород, растения и животные. Марс – есть 4 времени года, покрыт красными песками. Юпитер – самая большая планет
солнечной системы. На ней могли бы уместиться все планеты. Сатурн – состоит из жидкости и газа, известна своими кольцами. Уран – «лежачая планета», вращается вокруг Солнца, как бы лёжа на боку. Нептун – холодная и синяя. Самые сильные ветры на планете.
Плутон – самая дальняя планета. Воспитатель: Ребята, посморите- ка что это? Лунные человечки оставили нам записку и загадку. В записке мы должны найти зашифрованный звук "С". А сейчас просмотрите на доску, здесь изображены космические рисунки. Где же здесь мог спрятаться звук "С"? Дети: (отвечают- это месяц! Один из дошкольников подходит к доске и рисует пропущенную букву "С" в слове месяц. Воспитатель: Скажите ребята, когда мы смотрим на ночное небо, что мы видим? Дети: Звёзды. Воспитатель: Правильно, мы видим звёзды на небе, посмотрите, как выглядит звёздное небо. Воспитатель: А тут посмотрите лежат картинки. Снова лунные человечки оставили загадку. Первому столу нужно найти и вырезать на кртинке звезду, а второму столу найти и вырезать планету Земля. Воспитатель: Ребята, а сейчас сиграем в игру "Угадай словечко". Сейчас мы покажем нашему гостю как мы умеем играть и на сколько хорошо мы с вами знаем о космосе. ( Перечесление предметов: Ракета- хлопок; космонавт- хлопок; картошка- топот; холодильньк- топот; камета- хлопок; скафандр- хлопок; мороженое- топот; Марс- хлопок; Луна- хлопок; Гагарин- хлопок. Воспитатель: Посмотрите что это? А вот и наш лунный камень! Мы выполнили задание. Воспитатель: Ну, а теперь нам пора возвращаться. Пять, четыре, три, два, один, поехали-иии! Ура! - Вот мы и в детском саду. Воспитатель: Посмотрите, как здорово получилось? Вы настоящие молодцы! Итог ООД: • Как называется наша планета? • А какие планеты вращаются вокруг солнца? • Как звали собачек, которые были в космосе?
• А как звали первого космонавта? • Как называется космический костюм? • Кто из вас хочет быть космонавтом? Воспитатель: Ребята, а Лунтик -большой сладкоежка, как и все дети. Посмотрите, он вам что-то прислал в благодарность. (Раздача сладостей). Вы можете подойти к нашей Луне и наклеить заработанные звёздочки рядом, если вам понравилось наше приключение.
До свидания, спасибо за помощь!