Любовь Смолякова
Конспект занятия по развитию речи «Космос» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ Двуреченский детский сад «Семицветик»
Занятие в подготовительной к школе группе по творческому рассказыванию на предложенную тему. "Космос".
Подготовил воспитатель : Смолякова Л. В.
Цель: Развивать у детей познавательный интерес, интеллектуальную и речевую активность.
Воспитательные задачи: Воспитывать любознательность, активность, организованность; внимательное отношение к животным и стремление оберегать животный мир; пробуждать интерес к познанию окружающего мира.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Космос“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Развивающие задачи : Стимулировать к проявлению волевых качеств; развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать.
Образовательные задачи: Формировать умения в составлении и решении логических задач; знакомить детей с первыми собаками-космонавтами, расширять представление детей о роли собаки в жизни человека; формировать понятие «космос», «космическое пространство»; побуждать детей к творческому рассказыванию.
Основная образовательная область «Развитие речи»
Интегрированные образовательные области: коммуникация, социализация, здоровье.
Методы: Игровые, словесно-наглядные.
Приё мы: Вопросы, поощряющая оценка, дополнения, беседа
Наглядные средства обучения: Иллюстрации космоса, планет, фотографии собак – Белки и Стрелки; мультимедиа; фонограмма космической музыки; счетные палочки и геометрические фигуры для игры «Выложи ракету», мяч для игры «Назови профессию собак», схемы для рассказывания; листы бумаги, карандаши простые.
Словарная работа: обогащать словарь (космос, скафандр, космодром)
Предварительная работа: Чтение художественной литературы по теме «Космос»; рассматривание иллюстраций о космосе, планетах, беседы по данной теме.
Литература: О. А. Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса», 2006 год.
Ход занятия:
Организационный 5-7 минут (введение в тему занятия, мотивация)
В: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
В: Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Чтобы вы поняли, о чем мы сегодня будем говорить, нужно отгадать ключевое слово. Мы будем отгадывать его по буквам и запишем в этих клеточках: (воспитатель стоит у доски, где расположена схема из пустых клеток, над каждой клеткой написаны цифры от 1 до 6, прописывает буквы, отгаданные детьми)
1 2 3 4 5 6
В третьей клетке запишем букву, которая спряталась в слове «сон». В слове «сон» эта буква стоит на первом месте.
В шестой клетке запишем букву, которая спряталась в слове «осока». В слове «осока» нужная нам буква стоит на втором месте.
В первой клеточке запишем букву, которая спряталась в слове «окно». В слове «окно» эта буква стоит на втором месте.
В пятой клеточке запишем букву, которая стоит на третьем месте в слове «крот».
В четвертой клетке запишем букву, которая стоит на последнем месте в слове «костюм».
Во второй клетке запишем букву, которая стоит на четвертом месте в слове «салон».
(Выполнив это задание, дети читают ключевое слово «космос», таким образом определяя тему занятия).
В: О чем же сегодня мы будем разговаривать? (ответы детей- о космосе).
(педагог предлагает детям присесть на стулья)
Основной 15-20 минут (развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать; формировать понятие «космос», «космическое пространство»; побуждать детей к рассказыванию; знакомить детей с первыми собаками-космонавтами, расширять представление детей о роли собаки в жизни человека.
Воспитывать внимательное отношение к животным и стремление оберегать животный мир).
(педагог предлагает послушать стихотворение «В космосе так здорово!»)
В: Послушайте стихотворение:
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
(педагог обращается к детям послушать подготовленные заранее стихи)
В: Ребята выучили стихи о космосе, давайте их послушаем.
(беседа о космосе, педагог рассказывает детям о космосе, одновременно показывая слайды)
В: Да, когда-то, давно, человек стал задумываться, что же окружает Землю? А окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами.
(воспитатель показывает слайд «Планеты солнечной системы»).
В: Назовите, какие планеты солнечной системы вы знаете. А что вы можете о них рассказать? (ответы детей)
В: Правильно, молодцы! А на чем можно полететь в космос? (на ракете)
(педагог предлагает детям построить ракеты из различного материала. «Для этого нужно разделиться на две команды» обратиться к опыту детей «Как будем делиться?» В случае, если дети не смогут предложить, педагог предлагает сам на выбор два варианта ( маркеры: цветные фишки или считалка)
В: Ребята, вы знаете кто строит ракеты? (ответы детей).
В: Но для того, чтобы начать работу, строителям нужны чертежи. Кто чертит чертежи? (ответы детей).
В: Сегодня мы с вами будем конструкторами и строителями. Разделитесь на две команды, одна команда работает за красным столом, другая за синим. Теперь каждая из команд разделитесь на конструкторов и строителей. Все необходимое лежит на столах. (педагог координирует деятельность детей)
В: Ракеты мы с вами построили, а что же еще необходимо для того, чтобы отправиться в космос? (скафандр).
В: Да, космонавты, прежде чем отправиться в открытый космос надевают скафандр.
В: А зачем нужно обязательно надеть скафандр? (ответы детей).
В: Правильно. В открытом космосе нет воздуха, а в скафандре находится необходимый запас воздуха.
В: Ракеты готовы, скафандры надели, пора отправиться в полет.
(педагог вместе с детьми выполняет движение по тексту)
В: Сейчас я предлагаю вам размяться, сделаем физминутку «Космодром».
Все готово для полета (поднимают руки сначала вперед, затем вверх)
Ждут ракеты всех ребят (соединяют пальцы над головой, изображая ракету).
Мало времени для взлета (маршируют на месте).
Космонавты встали в ряд (встали прыжком-ноги врозь, руки на поясе).
Поклонились вправо, влево (делают наклоны в стороны).
Отдадим земной поклон (делают наклоны вперед).
Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах).
Опустел наш космодром (приседают на корточки, затем поднимаются).
(педагог предлагает присесть на стулья)
В: Вы знаете фамилию первого летчика-космонавта? (ответы детей).
В: А какие животные летали в космос? (педагог показывает слайды с изображением Ю. Гагарина, Белки и Стрелки)
В: Правильно, ребята. Собака – друг, помощник, защитник человека. Прежде чем отправить человека в космос, полетели две собаки – Белка и Стрелка, полет прошел успешно, и они вернулись на землю. Тысячи книг написаны о собаках, и это не удивительно, так как из всех животных именно собака стала верным другом человека, его помощником, членом семьи. В течении многих веков, человек и собака жили вместе, делили пищу и тепло, охотились бок о бок. Чего только не делают эти благородные животные ради человека. Многие из них отдали свои жизни, находясь в одном строю с человеком. Миллионы собак становятся жертвами науки, обеспечивая здоровье человека. Собаки проложили дорогу в космос, и мы с благодарностью вспоминаем Белку и Стрелку – собак «космонавтов», ведь им впервые удалось в настоящем космическом корабле больше суток летать вокруг планеты и вернуться домой живыми и невредимыми.
В: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Назови профессию собак».
(педагог предлагает детям встать полукругом и напоминает правила игры)
Я буду называть, что делает собака, а вы профессию собаки.
В: Собака, которая ходит на охоту?
В: Собака, которая «пасет» стадо?
В: Собака, которая сторожит дом?
В: Собака, которая служит на границе?
В: Собака, которая находит взрывчатые вещества?
В: Собаки, которые снимаются в цирке, в кино?
В: Собака, которая спасает утопающих?
В: Собаки, которые летали в космос?
В: Молодцы, все знаете.
В: Присядьте, давайте продолжим разговор о героических собаках- Белке и Стрелке. Как вы думаете, ребята, о чем разговаривали между собой Белка и Стрелка во время полета? Что они увидели в космосе?
В: Я предлагаю вам придумать рассказ о том, как Белка и Стрелка летали в космос, что видели, слышали – какие приключения, события с ними произошли при полете. Как они вернулись назад, домой. Но сначала вспомним, как начинается рассказ. У рассказа есть начало, середина и конец.
(педагог включает космическую музыку, дети сочиняют истории).
В: Кто готов рассказать нам свою историю? (слушается 3-5 рассказов)
Итоговый 5-7 минут (формировать умение анализировать, обобщать, давать оценку товарищам).
В: Чей рассказ вам понравился больше? Почему?
(Если дети затрудняются высказать свое суждение при оценке рассказа сверстника, дать образец).
В: Что вам понравилось на занятии, что запомнили больше всего? (ответы детей).
Наше путешествие по космосу еще не закончено, на следующих занятиях мы с вами продолжим знакомиться с нашей необъятной Вселенной.
(В том случае, если осталось время педагог предлагает поиграть в игру «Волшебная палочка»)
В: Палочка идет по кругу, тот, кто взял палочку говорит слово. Запомните, важно, чтобы слова не повторялись, иначе волшебная палочка остановится, не перейдет к другому игроку. В случае повтора мы топаем ногами. Итак, я увидела в космическом корабле пульт управления, с помощью которого можно управлять всем, что происходит на корабле.
(Воспитатель передает палочку следующему игроку, тот произносит свое слово и передает палочку дальше. Дети могут называть различные приборы, иллюминаторы, кухню, помещения для отдыха космонавтов, библиотеку, телевизор, душ, кресла, помещения для хранения скафандров, инструменты, компьютеры и т. д.)