Елена Фоменко
Конспект интгрированного занятия по развитию речи «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (интегрированное) в старшей группе. «Путешествие в лес».
Цель: расширять знания детей о природе родного края. Активизировать словарь по данной теме.
Задачи:
Публикация «Конспект интгрированного занятия по развитию речи „Путешествие в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Образовательные: формировать элементарные представления о внешнем виде, о жизни деревьев нашего края. Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа.). Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т. д.). Продолжать учить детей работать по схеме. Закреплять умение составлять картину из частей. Способствовать формированию коммуникативных навыков
Развивающие: развивать речь детей, обогащать их словарный запас. Активизировать внимание, память, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Способствовать развитию нравственных, эстетических чувств. Развивать тонкие движения пальцев рук, двигательную активность – координация речи с движением. Развивать самоконтроль.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Вид НОД: интегрированное.
Форма проведения: подгрупповая.
Реализация поставленных задач прослеживается через интеграцию следующих образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Вид деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательная.
Словарная работа: Березовая роща, осинник, ельник, чечевички, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная, береста; хвоинки, хвоя.
Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация к занятию в программе Power Point, предметные картинки деревьев, листьев, иллюстрации с изображением леса, природы, дидактическая игра «Собери дерево», опорная схема описания деревьев.
Предварительная работа: Экскурсии по участку детского сада, наблюдения за деревьями в разное время года. Чтение и разучивание стихов, загадок, рассказов о деревьях, природе. Рассматривание альбомов, открыток, фотографий о природе родного края, города. Дидактические игры, продуктивно – творческая деятельность по теме.
Ход занятия:
[/b]
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие. Послушайте загадку:
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нем (Лес)
Дети: Лес!
Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, в лес.
Воспитатель: Ребята, а вы сможете объяснить, что означает слово лес? (варианты ответов)
Воспитатель: «Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т. к. в нем растет много деревьев».
Воспитатель: Ой ребята посмотрите, на нашем пути дерево. А что это на нем?
Дети: Правила поведения в лесу.
Воспитатель: правильно, прежде чем отправиться в лес, мы должны вспомнить правила поведения в лесу. Сейчас я проверю, знаете ли вы правила поведения в лесу. (Дети рассказывают о правилах поведения в лесу)
Воспитатель. Правильно, молодцы! И вот мы с вами попали в лес, присаживайтесь.
Ребята, а какие деревья растут в нашем лесу?
Дети. Берёза, осина, рябина, сосна, ель, кедр.
(Слайд)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в ЛИСТВЕННОМ лесу.
Как вы думаете, почему лиственный лес так называется? (ответы детей)
Воспитатель. Лес, где растут деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.
Давайте повторим. Как называется лес, где растут деревья, имеющие листву?
Дети. Лиственный.
Я сейчас вам загадаю загадку, а вы мне скажете о каком дереве идет речь.
И красива. и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая. (Березка)
(Слайд)
Воспитатель. Сейчас нам Ксюша расскажет об этом дереве.
(Рассказ Ксюши о берёзе)
(слайд)
Воспитатель: Ребята, скажите, какого цвета у березы ствол?
Дети: Белый.
Воспитатель. Правильно, у берёзы белый ствол, поэтому её можно ещё назвать БЕЛОСТВОЛЬНОЙ березой. Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? Дети: БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.
Воспитатель: Береза - единственное в мире дерево с белой корой. Кору березы еще называют БЕРЕСТОЙ. Как называют кору берёзы?
Дети: БЕРЕСТА.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
Воспитатель: Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
Как называются черные черточки на стволе березы?
Дети: ЧЕЧЕВИЧКИ.
Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ.
Как называют лес, где растут одни березы?
Дети: БЕРЕЗОВАЯ РОЩА.
Воспитатель: Повторите, пожалуйста.
И снова загадка, а что же это за деревце?
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце?
Дети: (Рябина)
(Слайд)
Воспитатель: Сейчас нам Ульяна расскажет об этом дереве
(рассказ Ульяны о рябине)
Воспитатель. Ребята, что по-вашему красиво в этом дереве? (Ответы детей).
Какие ягоды по форме, по цвету?
Дети. Красные, спелые, алые, круглые.
Воспитатель. А какие они на вкус?
Дети. Горьковатые на вкус. Но как только наступят первые заморозки, ягода становится сладковатой на вкус.
(Слайд)
Ягоды рябины очень полезны, они содержат много витаминов, в старину их часто заготавливали на зиму. Из протёртой рябины заваривают чай, который помогает справиться с простудой и сильным кашлем.
Воспитатель. А листочки какие по форме, цвету? (ответы детей)
Дети. Листья сложные, длинненькие, овальной формы.
Слушаем следующую загадку.
Дунул ветерок немножко
В серебристые ладошки,
Задрожала ими сильно
Боязливая. (ОСИНА).
(Слайд)
Воспитатель. Об осине нам расскажет Илюша.
(рассказ Ильи об осине)
(слайд)
Воспитатель. Осина – это дерево, которое окутано множеством интересных историй и старинных легенд. А всё из-за того, что её листья все время таинственно дрожат. Стебелёк у осинового листа длинный и тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. Отсюда и постоянный шелест, и ощущения того, что дерево дрожит.
Воспитатель. Скажите, ребята, а какого цвета ствол у осины?
Дети. Ствол у осины серовато-зеленый, гладкий)
Воспитатель. Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.
Повторите это новое слово.
Воспитатель. Ребята, а сейчас мы с вами поиграем.
Физкультминутка.
Станем мы деревьями (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе.)
Сильными большими
Ноги - это корни,
Их расставим шире, (Раздвигают ноги шире.)
Чтоб держали дерево, (Сжатый кулак ставят над другим кулаком.)
Падать не давали,
Из глубин далёких (Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются.)
Воду доставали.
Тело наше ствол могучий
Он чуть-чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой острой (Складываем ладони шалашиком, острым концом вверх.)
В небо упирается (Поднимаем соединённые руки вверх.)
Наши руки – это ветви, (Раскрывают ладони в поднятых руках.)
Крону вместе образуют (Смыкают пальцы над головой.)
В кроне им совсем не страшно, (Качают головой)
Когда ветры сильно дуют (Качают поднятыми руками.)
(Слайд)
Воспитатель. А нам пора идти дальше. И на пути нашем ХВОЙНЫЙ ЛЕС.
В хвойном лесу живут деревья, на которых вместо листьев растут иголочки, по другому их называют ХВОИНКИ. Повторите это слово. Именно поэтому, лес и называется ХВОЙНЫМ.
Следующая загадка.
Я расту, чтоб в Новый год,
Плыл весёлый хоровод,
Зелена я и свежа
И похожа на ежа,
И в жару или метель,
Называют меня. (ель).
О ели нам расскажет Стефания.
(рассказ Стефании о ели)
(Слайд)
(Слайд сравнение ели с пирамидкой.)
Воспитатель. Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Они покрывают практически весь ствол дерева.
(слайд ЕЛЬНИК)
Воспитатель. Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК. (слайд). Давайте повторим. Как называется лес, где растут одни ели?
Дети. ЕЛЬНИК
Воспитатель. И следующая загадка.
Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица. (сосна). О сосне нам расскажет София.
(рассказ Софии о сосне)
(Слайд)
(слайд сосна и купол парашюта)
У сосны старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
(слайд СОСНОВЫЙ БОР)
Воспитатель. Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР. Повторим.
Как называется лес, где растут одни сосны?
Дети. Сосновый бор.
Воспитатель. Следующая загадка.
Он растёт у нас в Сибири,
самый лучший хвойник в мире.
Шишек урожай хороший
собирают в день погожий.
Шишки и орешки эти
любят взрослые и дети.
Как же он, красив и щедр
Великан известный. (КЕДР). О кедре нам расскажет Латиф.
(Рассказ Латифа о кедре)
(Слайд)
Воспитатель. Кедр самое могучее и красивое дерево нашего хвойного леса. Это дерево может вырасти огромной величины. У кедра из одной чешуйки, всегда выходит ровно 5 длинных, мягких иголок-хвоинок, темно-зеленого цвета. Кедр похож на сосну, но иголочки и шишки у него крупнее. У кедра из одного пучка вырастает 5 иголочек, у сосны только 2.
Сюрпризный момент. (Залетает самолетик)
Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите, к нам прилетело какое-то письмо. Давайте посмотрим от кого оно? (Воспитатель читает)
Это письмо от лесника, хозяина леса. У него случилась беда, налетел ураган и поломал в лесу все деревья. Он просит нас помочь ему навести порядок в лесу.
(Дети проходят к столам, игра «Собери дерево»
Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
Вы сегодня узнали много интересного, поиграли, и помогли Леснику навести порядок в лесу. Вы все молодцы!