ЛЕНА ГРИГОРЬЕВА
Конспект занятия по развитию речи и познанию. «Откуда к нам хлеб пришел?»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Дать детям представление о том, что хлеб – главное богатство, хлеб выращивают хлеборобы : трактористы, комбайнеры, шоферы, колхозники. Закрепить знания о последовательности процесса выращивания хлеба. Учить отвечать на вопросы в зависимости их содержания и формы, правильно строить предложения; развивать у детей умственные операции (умение анализировать, делать вывод, обобщение). Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и познанию, „Откуда к нам хлеб пришел?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Словарная работа: активизация – тракторист, комбайнер, элеватор, хлебороб, колхозник. Обогащение – трудолюбие, богатство, золотые руки.
Образовательная область: «Познание»
Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида злаков и способах получения муки.
Образовательная область: «Коммуникация»
Актуализировать словарь детей по теме "Хлеб".
Совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых предложений с противопоставлением.
Развивать связную речь, общие речевые навыки; общую и мелкую моторику; зрительное и слуховое внимание.
Образовательная область:«Социализация»
Воспитывать стремление добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу.
Доставить радость от угощения детей, укреплять проявление добрых чувств и отношений.
Ход занятия
Ребята! Послушайте загадки:
"Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место".
"Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом".
(Под русскую народную музыку выносится на подносе хлеб).
А вот и отгадка на загадки. Это хлеб. А почему, говорят, что хлеб - всему голова? Правильно, потому что без хлеба человеку трудно прожить; он не сможет полноценно завтракать, обедать, ужинать, если не будет хлеба. Как вы думаете, легко ли вырастить хлеб?
Выращивание хлеба очень сложный и трудоемкий труд, в нем участвуют люди разных профессий: агрономы, трактористы, комбайнеры, хлеборобы, пекари.
1 ребенок Агроном должен знать, какие зерновые культуры надо сеять на полях, в какие сроки начинать сев и уборку урожая, как удобрять землю. Он объясняет трактористу как боронить, сеять, пахать землю. А выращивают хлеб, ухаживают за ним хлеборобы.
2 ребенок Стих про агронома
Агроном растит на поле урожай.
Ты ему удачи пожелай.
Поле кормит сёла, города
Урожай, чтоб был везде, всегда
Агроном отлично должен знать,
Сколько и каких подкормок дать.
Как с вредителями разными бороться
Сколько в овощах нитратов остаётся.
3 ребенок Стих про хлебороба
Нет на свете важнее работы,
Чем растить золотые хлеба.
Хлебороб, земледелец – в почёте,
И красна пирогами изба.
Он посеет весною пшеницу,
Прорастёт, пустит корни зерно.
Поле хлебное заколосится
И наполнится солнцем оно.
Колосок к колоску, бережливо,
Соберёт хлебороб урожай,
Чтобы в доме всегда был красивый,
Тёплый, пышный, большой каравай.
4 ребенок
Трактористы должны следить за техникой, во время ее починить, правильно эксплуатировать. Масса, намолоченная комбайном, содержит кусочки соломы, комочки земли. А в примесях содержится влага, от нее зерно может сгнить, т. е. может пропасть труд агронома, тракториста, комбайнера, хлебороба.
5 ребенок
Стих про тракториста
Тракториста круглый год.
На селе работа ждёт.
В бездорожье он пройдёт,
Вспашку он произведёт.
Трактор в сеялку впрягает,
Поле быстро засевает.
6 ребенок
Стих про комбайнера
Я хочу открыть вам тайну:
Пирожков вам не видать,
Если в поле вдруг комбайны
Хлеб не будут убирать.
На заре, лишь подрумянит
Луч рассветный тополя,
Комбайнёр к штурвалу встанет
И скорее на поля.
Он похож на капитана,
Но ведет корабль степной.
Спорит он с волной упрямо,
Только с золотой волной.
Вот уже ложится колкий,
Ровный, в ниточку, валок.
И течёт, течёт пшеница
Золотистою рекой…
И машины вереницей
Хлеб везут для нас с тобой
Здесь его собрали горы –
Значит, булок поедим.
И за это комбайнёру
Мы «спасибо» говорим!
Воспитатель Ребята а нам сей час покажет и расскажет свою презентацию ребенок как выращивали хлеб наши с вами предки.
7 ребенок Презентация «Как наши предки выращивали хлеб»
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо.
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора.
Воспитатель – Ребята мы немного отдохнули давайте посмотрим еще одну презентацию про то как выращивают хлеб в наше время
8 Ребенок Презентация «Выращивание хлеба в наше время.»
9 ребенок
Стих про тесто.
А как делают тесто?
Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных.
В ямках – белый, в ямках – черный.
Посмотрю в бараночке,
В булке. Тоже – ямочки.
Я у бабушки спросил:
- И пирог дырявым был?
Засмеялась бабушка:
- И блины-оладушки!
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.
Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.
Край из миски выпадал.
Кто же вверх его толкал?
- Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!
Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там, внутри,
Пузыри-богатыри!
Посмотрите, что для этого нужно для того чтобы тесто на хлеб получилось
9 ребенок Презентация «Как делают тесто»
Ребята! А для чего нам нужен хлеб? Правильно, хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Он проходит длинный путь: сев, уход, уборка урожая. Это огромный труд людей. Недаром говорят: "Хлеб - всему голова", "Хлеба ни куска, так и в тереме тоска".
А вы, ребята, знаете с тех пор как хлеб появился на русском столе, о нем слагаются песни, сказки, пословицы и поговорки. А теперь послушайте и попробуйте объяснить значение этих поговорок:
10 ребенок
"Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. "
Хлеб всему голова.
Хлеб в пути не тягость.
Хлеб везде хорош – и у нас и за морем.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб да живот и без денег живет.
Хлеб да капуста лихого не попустят.
Хлеб да пирог и во сне добро.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо – за хлебом.
Хлеб с солью не бранится.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
Хлеб-соль – конец обеду.
Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб - это составная часть нашей пищи, без которой человек не сможет долго прожить. Поэтому к нему следует бережно относиться, т. е. не бросать на пол, не топтать.
Хлебу отводится особое место и в религиозных ритуалах разных народов. Для религиозных праздников готовят специальные виды хлеба : русский кулич, мексиканская фиеста, армянский лаваш. Хлебы, потребляемые в разных странах разные по своему составу, внешнему виду, способам приготовления. У некоторых - хлеб хрустящий, мягкий, у некоторых - ломкий, тонкий, но все люди мира знают, что "Хлеб - это наше богатство, достояние", и они с достоинством к нему относятся.
Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".
(Подводится итог занятия (закрепление материала).
Вы теперь многое знаете о хлебе, о людях, которые его вырастили. Давайте сейчас попробуем хлеб, почувствуем его запах, вкус! (угощение детей хлебом).