Екатерина Требушная
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы с использованием графических схем. Карточки Проппа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы с использованием графических схем. Карточки Проппа
Тема: Пересказ сказки «Сердце матери».
Цель: Закрепить умение детей составлять связно, последовательно пересказ текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
2. Развивать способность к наглядному моделированию.
3. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.
Темочки:
- Карты Проппа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
4. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.
5. Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
5. Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.
Предварительная работа: беседы о семье; составление рассказов о своей маме; чтение художественных произведений о маме; рассматривание иллюстраций, репродукций картин известных художников, семейных фотографий; совместное обсуждение смысла пословиц о маме; вернисаж детских работ «Портрет моей мамы»
Словарная работа: черноглазая, длинноволосая, голубоглазая, кареглазая, жертвенная, внимательная, доброжелательная, исполнительная.
Оборудование: проектная доска, видео «Сердце матери», сердце из бумаги с фотографиями мам, ленты, мячик, схема для гимнастики для глаз, графические схемы (карточки Проппа).
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, какой сегодня необыкновенный и чудесный день!
У нас сегодня на занятии гостья. Давайте поздороваемся и покажем, как интересно может быть у нас на занятии.
- Ребята, отгадайте загадку: (загадывает ребёнок)
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели,
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели : «Вить гнёзда пора!» (Весна).
— Назовите признаки весны.
— После какого времени года наступает весна?
— Назовите весенние месяцы.
— Какой праздник мы отмечаем в марте?
— Чей это праздник?
- Правильно, Международный женский день, его отмечают многие народы. Весна пришла - мамин праздник принесла. Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о мамином сердце. Сколько доброты таит оно в себе! Мамина любовь согревает нас всю жизнь. Ведь она дала нам жизнь и любит нас так, как никто. У каждого из вас своя мама и выглядит по-разному.
Игра в словообразование.
Воспитатель: Дети:
Если радуется жизни? Жизнерадостная
Если желает добра? Доброжелательная
Если исполняет всё? Исполнительная
Если у мамы длинные волосы? Длинноволосая
Если у мамы белое лицо? Белолицая
Если у мамы круглое лицо? Круглолицая
Если у мамы чёрные брови? Чернобровая
Если у мамы большие глаза? Большеглазая
Если мама занята хозяйством? Домохозяйка.
Воспитатель: А вы знаете, что у каждой из ваших мам есть с любящее сердце? Я покажу и прочитаю вам об этом сказку. А называется она «Сердце матери». (видео).
-Сядьте все красиво, спинки выпрямите, ноги поставьте прямо. Я начинаю.
Сказка:
«Большая красавица берёза росла в лесу с тремя маленькими дочками берёзками. «Не бойтесь, дочки, своими раскидистыми ветвями я защищу вас от жары», – говорила мама Берёза, когда палил зной. Прижмитесь ко мне, дочки, чтобы ветер не обломал ваш веточки, – просила мама Берёза, когда дул сильный ветер. Берёзки быстро подрастали и радовались жизни. Пришла осень – стало прохладно и с берёзок стали опадать листья. За ней пришла зима с морозами и метелями. Затем весна. Стало тепло и на берёзках появились молодые листочки. А затем лето – принесла палящее солнце. Рядом с мамой они не боялись ничего. Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие берёзки трепетали от страха. Берё за крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я – самое высокое дерево в лесу. В этот момент раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Берёзу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что она защищает дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Берёзу, но она стояла. Только когда гроза прошла, а над умытой землёй засияло солнце, ствол берёзы покачнулся. Падая, она прошелестела дочкам: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить моё сердце. Мой ствол зарастёт мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нём никогда». При падении ствол берёзы не задел ни одну из трёх тонкоствольных дочек. С тех пор вокруг старого пня растут три стройные берёзки. А возле берёзок лежит заросший мхом и травой ствол, в котором бьётся материнское сердце».
Воспитатель: Ребята, мне показалось, что сказка заканчивается грустно и решила подобрать ещё картинку, которая поможет закончить сказку с радостным концом. Вы мне поможете? (Да. Ответы детей.)
Воспитатель: В нашей сказке мама-берёза всегда оберегала своих дочек от беды. Ребята, как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей? (Ответы детей).
Детишки устали, поэтому предлагаю им физкультминутку.
Воспитатель: Ваши мамы вас очень любят и каждого называют ласково. Как вас называют мамы? (зайчик, медвежонок, цветочек). Выходите цветочки на ковровый луг.
Физкультминутка «На лугу растут цветы» :
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.
Ветер дунет иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по- прежнему цветут
Повторное чтение сказки: -Я вам расскажу еще раз сказку, а помогут мне в этом схемы. (рассказываю, выставляю схемы) :
- Кто и где жил?
- Как березка заботилась и защищала своих дочек березок?
- Что произошло?
- Что случилось с берёзкой?
- Если завершим сказку со счастливым концом, то добавляются ещё карточки. Какие?
Воспитатель: На столах у вас конверты с картами Проппа достаньте дети и разложите карты в той последовательности, в которой вы бы хотели пересказать эту сказку.
Но перед тем как начать мы с вами сделаем гимнастику для глаз:
Рисуй восьмерку вертикально
Ты головою не крути
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бочок ее клади
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись.
Пересказ сказки по графическим схемам : (индивидуально или по цепочке всеми детьми).
Воспитатель: Приглашаю всех пройти на ковровую полянку и стать в кружок. Дидактическая игра «Красивые слова»
Скажите, какое сердце у вашей мамы? Сейчас каждый из вас будет говорить, какое сердце у его мамы, и вытягивать ленту из сердца и держать? (доброе, нежное, умное, ласковое, внимательное, трудолюбивое, приветливое, чудесное, любящее, отдающее, большое и т. д.).
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (сердце с лучиками) А, вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. Все качества сердца ваших мам переходят к вам. Я Вам желаю сохранить эти лучики у себя в сердце.
Итог занятия :
С какой сказкой вы сегодня познакомились? (Сердце матери)
Что выделали на занятии сегодня? (играли, пересказывали сказку)
Вам сложно было пересказывать? (нет, да)
Какое завершение сказки вам больше понравилось то, что в сказке или то, что придумали вы? (Ответы детей)
Ребята, вы сегодня молодцы!