Получи документы

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы с использованием графических схем. Карточки Проппа

Екатерина Требушная
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы с использованием графических схем. Карточки Проппа
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Пересказ сказки «Сердце матери».

Цель: Закрепить умение детей составлять связно, последовательно пересказ текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.

2. Развивать способность к наглядному моделированию.

3. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.

4. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.

5. Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

5. Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

Предварительная работа: беседы о семье; составление рассказов о своей маме; чтение художественных произведений о маме; рассматривание иллюстраций, репродукций картин известных художников, семейных фотографий; совместное обсуждение смысла пословиц о маме; вернисаж детских работ «Портрет моей мамы»

Словарная работа: черноглазая, длинноволосая, голубоглазая, кареглазая, жертвенная, внимательная, доброжелательная, исполнительная.

Оборудование: проектная доска, видео «Сердце матери», сердце из бумаги с фотографиями мам, ленты, мячик, схема для гимнастики для глаз, графические схемы (карточки Проппа).

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, какой сегодня необыкновенный и чудесный день!

У нас сегодня на занятии гостья. Давайте поздороваемся и покажем, как интересно может быть у нас на занятии.

- Ребята, отгадайте загадку: (загадывает ребёнок)

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели,

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора.

А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!» (Весна).

— Назовите признаки весны.

— После какого времени года наступает весна?

— Назовите весенние месяцы.

— Какой праздник мы отмечаем в марте?

— Чей это праздник?

- Правильно, Международный женский день, его отмечают многие народы. Весна пришла - мамин праздник принесла. Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о мамином сердце. Сколько доброты таит оно в себе! Мамина любовь согревает нас всю жизнь. Ведь она дала нам жизнь и любит нас так, как никто. У каждого из вас своя мама и выглядит по-разному.

Игра в словообразование.

Воспитатель: Дети:

Если радуется жизни? Жизнерадостная

Если желает добра? Доброжелательная

Если исполняет всё? Исполнительная

Если у мамы длинные волосы? Длинноволосая

Если у мамы белое лицо? Белолицая

Если у мамы круглое лицо? Круглолицая

Если у мамы чёрные брови? Чернобровая

Если у мамы большие глаза? Большеглазая

Если мама занята хозяйством? Домохозяйка.

Воспитатель: А вы знаете, что у каждой из ваших мам есть с любящее сердце? Я покажу и прочитаю вам об этом сказку. А называется она «Сердце матери». (видео).

-Сядьте все красиво, спинки выпрямите, ноги поставьте прямо. Я начинаю.

Сказка:

«Большая красавица берёза росла в лесу с тремя маленькими дочками берёзками. «Не бойтесь, дочки, своими раскидистыми ветвями я защищу вас от жары», – говорила мама Берёза, когда палил зной. Прижмитесь ко мне, дочки, чтобы ветер не обломал ваш веточки, – просила мама Берёза, когда дул сильный ветер. Берёзки быстро подрастали и радовались жизни. Пришла осень – стало прохладно и с берёзок стали опадать листья. За ней пришла зима с морозами и метелями. Затем весна. Стало тепло и на берёзках появились молодые листочки. А затем лето – принесла палящее солнце. Рядом с мамой они не боялись ничего. Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие берёзки трепетали от страха. Берёза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я – самое высокое дерево в лесу. В этот момент раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Берёзу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что она защищает дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Берёзу, но она стояла. Только когда гроза прошла, а над умытой землёй засияло солнце, ствол берёзы покачнулся. Падая, она прошелестела дочкам: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить моё сердце. Мой ствол зарастёт мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нём никогда». При падении ствол берёзы не задел ни одну из трёх тонкоствольных дочек. С тех пор вокруг старого пня растут три стройные берёзки. А возле берёзок лежит заросший мхом и травой ствол, в котором бьётся материнское сердце».

Воспитатель: Ребята, мне показалось, что сказка заканчивается грустно и решила подобрать ещё картинку, которая поможет закончить сказку с радостным концом. Вы мне поможете? (Да. Ответы детей.)

Воспитатель: В нашей сказке мама-берёза всегда оберегала своих дочек от беды. Ребята, как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей? (Ответы детей).

Детишки устали, поэтому предлагаю им физкультминутку.

Воспитатель: Ваши мамы вас очень любят и каждого называют ласково. Как вас называют мамы? (зайчик, медвежонок, цветочек). Выходите цветочки на ковровый луг.

Физкультминутка «На лугу растут цветы»:

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут

Повторное чтение сказки: -Я вам расскажу еще раз сказку, а помогут мне в этом схемы. (рассказываю, выставляю схемы):

- Кто и где жил?

- Как березка заботилась и защищала своих дочек березок?

- Что произошло?

- Что случилось с берёзкой?

- Если завершим сказку со счастливым концом, то добавляются ещё карточки. Какие?

Воспитатель: На столах у вас конверты с картами Проппа достаньте дети и разложите карты в той последовательности, в которой вы бы хотели пересказать эту сказку.

Но перед тем как начать мы с вами сделаем гимнастику для глаз:

Рисуй восьмерку вертикально

Ты головою не крути

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади

Теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись

Зажмурься крепко, не ленись.

Пересказ сказки по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми).

Воспитатель: Приглашаю всех пройти на ковровую полянку и стать в кружок. Дидактическая игра «Красивые слова»

Скажите, какое сердце у вашей мамы? Сейчас каждый из вас будет говорить, какое сердце у его мамы, и вытягивать ленту из сердца и держать? (доброе, нежное, умное, ласковое, внимательное, трудолюбивое, приветливое, чудесное, любящее, отдающее, большое и т. д.).

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (сердце с лучиками) А, вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. Все качества сердца ваших мам переходят к вам. Я Вам желаю сохранить эти лучики у себя в сердце.

Итог занятия:

С какой сказкой вы сегодня познакомились? (Сердце матери)

Что выделали на занятии сегодня? (играли, пересказывали сказку)

Вам сложно было пересказывать? (нет, да)

Какое завершение сказки вам больше понравилось то, что в сказке или то, что придумали вы? (Ответы детей)

Ребята, вы сегодня молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию для детей 5–6 лет «Карточки Проппа, или Как сочинить сказку» Цели : Составление детьми сказки с помощью карт Проппа. Задачи : • Познакомить детей с картами Проппа; • Формировать умение детей проводить.

Использование графических схем при заучивании стихотворенияИспользование графических схем при заучивании стихотворения Наш воскресный вечер в эти выходные начался с того, что неожиданно мы вспомнили о том, что не доделали с ребёнком домашнее задание в логопедической.

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной к школе группы «Профессии» Цель: Обобщить знания детей по теме «Профессии». Задачи: Образовательные: • Расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы с использованием графических схем. Карточки Проппа
Опубликовано: 9 января 2025 в 08:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы с использованием графических схем. Карточки Проппа» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Требушная (УИ 280571) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД