Получи документы

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы с использованием графических схем. Карточки Проппа

Екатерина Требушная
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы с использованием графических схем. Карточки Проппа
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы с использованием графических схем. Карточки Проппа

Тема: Пересказ сказки «Сердце матери».

Цель: Закрепить умение детей составлять связно, последовательно пересказ текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.

2. Развивать способность к наглядному моделированию.

3. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.

Темочки:

4. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.

5. Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

5. Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

Предварительная работа: беседы о семье; составление рассказов о своей маме; чтение художественных произведений о маме; рассматривание иллюстраций, репродукций картин известных художников, семейных фотографий; совместное обсуждение смысла пословиц о маме; вернисаж детских работ «Портрет моей мамы»

Словарная работа: черноглазая, длинноволосая, голубоглазая, кареглазая, жертвенная, внимательная, доброжелательная, исполнительная.

Оборудование: проектная доска, видео «Сердце матери», сердце из бумаги с фотографиями мам, ленты, мячик, схема для гимнастики для глаз, графические схемы (карточки Проппа).

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, какой сегодня необыкновенный и чудесный день!

У нас сегодня на занятии гостья. Давайте поздороваемся и покажем, как интересно может быть у нас на занятии.

- Ребята, отгадайте загадку: (загадывает ребёнок)

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели,

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора.

А птицы пропели : «Вить гнёзда пора!» (Весна).

— Назовите признаки весны.

— После какого времени года наступает весна?

— Назовите весенние месяцы.

— Какой праздник мы отмечаем в марте?

— Чей это праздник?

- Правильно, Международный женский день, его отмечают многие народы. Весна пришла - мамин праздник принесла. Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о мамином сердце. Сколько доброты таит оно в себе! Мамина любовь согревает нас всю жизнь. Ведь она дала нам жизнь и любит нас так, как никто. У каждого из вас своя мама и выглядит по-разному.

Игра в словообразование.

Воспитатель: Дети:

Если радуется жизни? Жизнерадостная

Если желает добра? Доброжелательная

Если исполняет всё? Исполнительная

Если у мамы длинные волосы? Длинноволосая

Если у мамы белое лицо? Белолицая

Если у мамы круглое лицо? Круглолицая

Если у мамы чёрные брови? Чернобровая

Если у мамы большие глаза? Большеглазая

Если мама занята хозяйством? Домохозяйка.

Воспитатель: А вы знаете, что у каждой из ваших мам есть с любящее сердце? Я покажу и прочитаю вам об этом сказку. А называется она «Сердце матери». (видео).

-Сядьте все красиво, спинки выпрямите, ноги поставьте прямо. Я начинаю.

Сказка:

«Большая красавица берёза росла в лесу с тремя маленькими дочками берёзками. «Не бойтесь, дочки, своими раскидистыми ветвями я защищу вас от жары», – говорила мама Берёза, когда палил зной. Прижмитесь ко мне, дочки, чтобы ветер не обломал ваш веточки, – просила мама Берёза, когда дул сильный ветер. Берёзки быстро подрастали и радовались жизни. Пришла осень – стало прохладно и с берёзок стали опадать листья. За ней пришла зима с морозами и метелями. Затем весна. Стало тепло и на берёзках появились молодые листочки. А затем лето – принесла палящее солнце. Рядом с мамой они не боялись ничего. Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие берёзки трепетали от страха. Берё за крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я – самое высокое дерево в лесу. В этот момент раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Берёзу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что она защищает дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Берёзу, но она стояла. Только когда гроза прошла, а над умытой землёй засияло солнце, ствол берёзы покачнулся. Падая, она прошелестела дочкам: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить моё сердце. Мой ствол зарастёт мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нём никогда». При падении ствол берёзы не задел ни одну из трёх тонкоствольных дочек. С тех пор вокруг старого пня растут три стройные берёзки. А возле берёзок лежит заросший мхом и травой ствол, в котором бьётся материнское сердце».

Воспитатель: Ребята, мне показалось, что сказка заканчивается грустно и решила подобрать ещё картинку, которая поможет закончить сказку с радостным концом. Вы мне поможете? (Да. Ответы детей.)

Воспитатель: В нашей сказке мама-берёза всегда оберегала своих дочек от беды. Ребята, как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей? (Ответы детей).

Детишки устали, поэтому предлагаю им физкультминутку.

Воспитатель: Ваши мамы вас очень любят и каждого называют ласково. Как вас называют мамы? (зайчик, медвежонок, цветочек). Выходите цветочки на ковровый луг.

Физкультминутка «На лугу растут цветы» :

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут

Повторное чтение сказки: -Я вам расскажу еще раз сказку, а помогут мне в этом схемы. (рассказываю, выставляю схемы) :

- Кто и где жил?

- Как березка заботилась и защищала своих дочек березок?

- Что произошло?

- Что случилось с берёзкой?

- Если завершим сказку со счастливым концом, то добавляются ещё карточки. Какие?

Воспитатель: На столах у вас конверты с картами Проппа достаньте дети и разложите карты в той последовательности, в которой вы бы хотели пересказать эту сказку.

Но перед тем как начать мы с вами сделаем гимнастику для глаз:

Рисуй восьмерку вертикально

Ты головою не крути

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади

Теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись

Зажмурься крепко, не ленись.

Пересказ сказки по графическим схемам : (индивидуально или по цепочке всеми детьми).

Воспитатель: Приглашаю всех пройти на ковровую полянку и стать в кружок. Дидактическая игра «Красивые слова»

Скажите, какое сердце у вашей мамы? Сейчас каждый из вас будет говорить, какое сердце у его мамы, и вытягивать ленту из сердца и держать? (доброе, нежное, умное, ласковое, внимательное, трудолюбивое, приветливое, чудесное, любящее, отдающее, большое и т. д.).

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (сердце с лучиками) А, вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. Все качества сердца ваших мам переходят к вам. Я Вам желаю сохранить эти лучики у себя в сердце.

Итог занятия :

С какой сказкой вы сегодня познакомились? (Сердце матери)

Что выделали на занятии сегодня? (играли, пересказывали сказку)

Вам сложно было пересказывать? (нет, да)

Какое завершение сказки вам больше понравилось то, что в сказке или то, что придумали вы? (Ответы детей)

Ребята, вы сегодня молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию для детей 5–6 лет «Карточки Проппа, или Как сочинить сказку» Цели : Составление детьми сказки с помощью карт Проппа. Задачи : • Познакомить детей с картами Проппа; • Формировать умение детей проводить.

Использование графических схем при заучивании стихотворенияИспользование графических схем при заучивании стихотворения Наш воскресный вечер в эти выходные начался с того, что неожиданно мы вспомнили о том, что не доделали с ребёнком домашнее задание в логопедической.

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной к школе группы «Профессии» Цель: Обобщить знания детей по теме «Профессии». Задачи: Образовательные: • Расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях.

Занятие по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» с использованием графических схемЗанятие по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» с использованием графических схем Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Николая Сладкова «Как медведь сам себя напугал», с использованием графических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы с использованием графических схем. Карточки Проппа
Опубликовано: 9 января 2025 в 08:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы с использованием графических схем. Карточки Проппа» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Требушная (УИ 280571) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД