Наталья Попова
Конспект занятия по развитию речи для детей 5–6 лет «Звук [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук (Р)»
Цель: Расширение представления о звуке (Р)
Задачи:
- Развитие умения выделять звук (Р) в речевом потоке; совершенствование связной речи, фонетико-фонематических процессов, умение производить сложные виды звукового и слогового анализа, обогащение словаря; закрепление умения классифицировать лексический материал в соответствии с заданной схемой или слогом; развитие внутренней речи, памяти, мышления, восприятия, внимания, самоконтроля.
Темочки:
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Наглядность:
- Иллюстрации в пособиях;
- Обозначение звука (Р) и гласных звуков;
- Карточки со словами: корм, крот, краска, порт, крошка.
- Мяч.
- Поднос с красными и синими кружками.
Используемые приемы:
- толстые и тонкие вопросы;
- прогнозирование;
- пиктограммы;
- чтение с остановками.
Ход занятия:
I. Введение в игровую ситуацию
(Собрать детей на ковре)
- Ребята отгадайте, кто сегодня к нам в гости придет, а для этого послушайте загадки:
Пробежала кочка
Около пенечка.
А у кочки черный нос
И в колючках спинка.
На колючках листьев воз
С дуба и осинки.
(Еж)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
Да верно, это наши друзья - ежик и лисенок (показать игрушки). Ежик и лисенок путешествуют по городу звуков. Они уже немало рассказали вам интересных историй о своих приключениях. И сегодня у них для вас есть новая история, послушайте ее: Наши путешественники: Ежик и Лисенок направились к последнему домику на улице Согласных Звуков. Во дворе этого дома не оказалось никого, зато было навалено множество самых разных вещей. Ежик и Лисенок подумали: «Наверное, хозяева только начали перевозить сюда свои вещи» И только наши друзья приблизились к этой куче, как вдруг из-за коробок с грозным рычанием появилась… (чтение с остановками) Кто? (Ответы детей) А как она рычит? (ответы детей) Посмотрите на экран (на экране картинка из методического пособия стр. 52) оправившись от испуга, наши друзья поспешили объяснить ей, что они не собирались притрагиваться к хозяйским вещам, а хотели только их рассмотреть. После этих слов собака успокоилась. Она дружелюбно завиляла хвостом и даже разрешила игрушкам погладить себя.
Как вы думаете, как звали собаку? (ответы детей). Собаку звали Рута. И теперь она уже совсем не казалась грозной, а очень даже доброй и общительной.
II. Затруднение в игровой ситуации.
Ребята, напомните, как рычала собака Рута? Кто-нибудь догадался, о каком звуке сегодня пойдет речь? (ответы детей : о звуке Р)
III. Введение нового материала
Да, сегодня мы с вами поговорим о звуке (Р).
- Посмотрите на экран.
- Картинка, где изображено, как рычит собака, обозначает звук (Р)
- Давайте вместе произнесем звук (Р)
- Опишите положение губ и язычка при произнесении этого звука?
(губы слегка приоткрыты, а язычок приподнимается вверх и дрожит)
- Давайте рассмотрим картинку на экране.
- Милана покажи на рисунке звук (Р).
- Расскажи какой он? ( ребенок дает полный ответ: Звук (Р) согласный звонкий твердый).
- Как ты догадалась? (по ботиночкам звука, они синие, а синим цветом обозначаются твердые звуки)
IV. Закрепление изученного материала.
- А теперь давайте поиграем с этим звуком. (воспитатель предлагает детям подойти к столу на котором разложены карточки со звуками)
- И первую игру, которую я хочу вам предложить, называется «Сложи слоги»
- Напомните мне, как получаются слоги? (ответы детей)
- Да слоги состоят из гласных и согласных звуков.
- Перед вами на столе звуки, давайте выложим из них слоги и прочитаем их.
- Молодцы вы справились с заданием.
- А еще хотите поиграть? (ответы детей)
- Тогда идем на коврик, встаньте полукругом и послушайте задание.
- Игра называется «Придумай слово со звуком (Р)» (игра с мячом)
- Я, ведущая и по очереди, каждому из вас, называя имя, буду бросать мяч, а вы должны бросить мяч обратно, но при этом сказать слово со звуком (Р). (Сначала звук будет в начале слова потом в середине, затем в конце.)
- Молодцы, мы отлично поиграли.
- А теперь предлагаю понаблюдать, что произойдет со словами, если из них убрать звук (Р)
Игра «Скажи слово без звука (Р)» ( На мольберте карточки со словами: корм, крот, краска, порт, крошка).
- Что произошло со словами? (Ответы детей : «Они поменялись…»)
V. Физкультминутка
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали.
Подровнялись, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Шуметь не будем!
Лучше знания добудем.
Подравнялись, тихо сели
И в тетради посмотрели.
VI. Работав тетрадях.
Страница 53,задание №4. Подбери к этим слогам картинки и соедини их стрелками.
VII. Рефлексия.
Вывести детей на ковер и попросить рассказать ежику и лисенку, с каким звуком мы с вами познакомились.
- Какой он?
- Как обозначается?
- Понравились ли вам игры со звуком (Р).
- Оцените себя, если вы считаете, что все задания выполнили успешно, то возьмите красный кружок, а если у вас были затруднения, возьмите синий кружок.
- Всем спасибо, мне тоже очень понравилось с вами играть. Ну а наши друзья отправляются в новое путешествие, давайте с ними попрощаемся.