Зенуре Селямиева
Конспект занятия по развитию речи «Давайте жить дружно»
▼ Скачать +Заказ
НОД по развитию речи в подготовительной группе «Давайте жить дружно»
Подготовила и провела воспитатель Селямиева З. Н.
Цель: Продолжать закреплять понятие дружба, дружеские отношения.
Задачи:
Учить составлять короткий описательный рассказ с опорой на план-схему.
Продолжать учить отвечать на вопросы и использовать речь-рассуждение.
Закреплять умение образовывать однокоренные слова.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Давайте жить дружно“» размещена в разделах
Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие.
Конкретизировать знания пословиц и поговорок о дружбе.
Развивать связную речь детей.
Формировать дружеские взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам.
Словарная работа: Уточнять и закреплять понятия : друг, дружба, дружеские отношения.
Методические приё мы: словесные, (беседа, вопросы, игровой момент сюрпризный момент, наглядные (план-схема).
Интеграция образовательных областей: «Речевая», «Социально-коммуникативная», «Познавательная».
Оборудование: презентация, план-схема, клубочек.
Предварительная работа:
Чтение В. Осеева «Волшебное слово», В. Катаев «Цветик-семицветик», просмотр мультфильмов «Кот Леопольд», «Крокодил Гена» и другие, беседы.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.
- Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Психогимнастика: Игра «Передай дружбу».
(Дети становятся в круг, держась за руки, жмут руку рядом стоящему, «передавая дружбу».)
Воспитатель: (вместе с детьми)
-Мы, ребята-дошколята, очень дружные ребята!
Игровой момент.
Воспитатель:
-Ребята, сегодня у нас в гостях герой мультфильма. Вы его узнали? Правильно, это кот Леопольд. Он просит вас о помощи.
Леопольду нужно добраться до волшебного дерева, на котором росли очень красивые листья. Мышата- проказники украли листья у дерева и спрятали их.
Если не вернуть дереву листочки, то оно может погибнуть.
-Что же делать, ребята?
(Дети предлагают помочь Леопольду найти волшебные листья и вернуть их дереву.)
Воспитатель:
- Мышата очень хорошо спрятали волшебные листочки. Мы их можем увидеть после тогда, как сумеем выполнить задания. Но помочь смогут ему только дружные ребята.
(Звучат слова из песни Е. Шаинского «Если с другом вышел в путь».)
Актуализация опорных знаний и представлений.
Воспитатель:
- А вы дружные ребята? Почему так думаете? -А кто такой друг?
-Что такое дружба?
-Как вы относитесь к своему другу?
-Человеку лучше одному или с друзьями?
-Почему все люди должны дружить?
II. Основная часть.
- Дети, а как вы думаете, отправиться на прогулку или в путешествие лучше одному или с другом, с друзьями?
-А почему?
Дети парами, взявшись за руки, обходят зал под музыку.
Воспитатель:- Ребята, вот мы и пришли к волшебному дереву
1. Словесная игра «Слова-родственники»
- Подберите к слову «друг» слова-«родственники»
Дети: друг-дружок. дружочек, друзья, дружба, подруга, подружка, дружеские (отношения).
Воспитатель:
- Вы правильно выполнили первое задание, и первый листочек появился.
2. Составление короткого описательного рассказа с опорой на план-схему.
Проблемная ситуация.
Воспитатель:
– У каждого из вас есть друг или подруга. Но кот Леопольд никогда не видел вашего друга. А ему очень хочется узнать о твоём друге, Богдан, или о твоём, Артём.
Дети: Нужно рассказать Леопольду о своём друге.
Воспитатель:
– Сейчас мы будем составлять рассказ о своём друге или подруге. Чтобы правильно составить рассказ, мы будем использовать вот такой рисунок-схему.
(Рассматривание плана-схемы.)
Образец рассказа воспитателя.
«У меня есть подруга. Её зовут Оля. Она высокого роста. У неё серые глаза. Волосы у Оли короткие. Оля умеет хорошо рисовать. Мы с Олей любим кататься на велосипедах. Вместе нам всегда весело».
Составление рассказов детьми. (3-4 рассказа.)
Воспитатель:
- Ребята, которые не успели рассказать о своём друге или подруге, расскажите мне и Леопольду в течение дня.
Воспитатель:
– Вот и появился следующий листочек
3. Пословицы и поговорки о дружбе.
Воспитатель:
- Давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о дружбе мы знаем. Я начну, а вы продолжите.
«Нет друга-ищи, а нашёл-береги».
Воспитатель:
- Как вы думаете, о чём говорится в этой пословице?
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Воспитатель:
– А о чем говорится в этой пословице?
«Один за всех и все за одного».
«Ссора до добра не доводит».
«Друзья познаются в беде».
«Дерево живет корнями,а человек друзьями»
(Дети объясняют смысл пословиц и поговорок).
Воспитатель:
–А вот и еще один листочек появился.
Динамическая пауза.
«Дружно за руки берись (встают в круг)
Влево-вправо повернись! (повороты)
Будем веселиться (хлопки)
Прыгать и кружиться (прыгают, кружатся)
Много разных людей (идут по кругу)
Добрых, верных нам друзей.
Ссориться не будем (подходят к центру круга)
Про печаль забудем (идут на места).
4. Правила дружбы.
Воспитатель:
– Дети, а как вы думаете, есть ли правила дружбы? Давайте подумаем вместе.
Улыбаться.
Не ссориться.
Помогать друг другу.
Дорожить дружбой.
(Дети вместе с педагогами обсуждают правила, высказывают свое мнение).
Воспитатель:
– А вот еще один листочек появился. Который по счету?
5. Игра «Наоборот».
Воспитатель:
– Я буду называть слова, а вы будете подбирать к ним слова, противоположные по смыслу:
Злой-добрый.
Глупый-умный.
Жадный-щедрый.
Грязный-чистый.
Грустный-радостный.
Плохой-хороший.
Ленивый-трудолюбивый.
Маленький-большой.
Высокий-низкий.
Толстый-тонкий.
Тёмный-светлый.
Воспитатель: -Молодцы, ребята. Еще один листочек появился на дереве. Который по счету?
6. Игра «Паутина добрых слов»
Воспитатель:
– Садитесь поудобнее (на коврики). У меня в руках волшебный клубочек. Я обматываю нитку два раза вокруг ладони и передаю клубочек Эдему. И говорю ему: «Эдем, ты смелый и добрый». Когда говоришь такие хорошие слова, то смотреть нужно в глаза. Эдем, обмотай нитку вокруг своей ладошки. Скажи добрые слова Кириллу и передай ему клубочек.
(В конце игры клубочек возвращается к педагогу).
Воспитатель:
– Ребята, как много добрых слов мы сказали друг другу. А вот и последний листочек появился, как награда за добрые слова, сказанные друг другу. Который по счету?
III. Заключительная часть.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите,на листочках написаны буквы Д Р У Ж Б А.
Посмотрите-ка, получилось слово….Давайте с вами прочитаем его.
Дети: Дружба!
Леопольд очень рад, что вы ему помогли, не бросили дерево в беде.
Воспитатель:
- Как вы думаете, мы справились с заданием?
О чём просил нас кот Леопольд?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
–Дружба-это только счастье,
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна!
Рефлексия.
Воспитатель:
-Ребята,у меня в руках волшебная коробочка. А в ней для вас сюрприз. Леопольд благодарен вам за помощь и вашу дружбу и на память о нашем путешествии дарит вам вот такой символ дружбы.
Теперь я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать подарок для лучшего друга.
(Звучит песня из мультфильма «Барбарики». Дети подпевают)