Екатерина Алымова
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемная ситуация (или мотивация)
Какое радостное, доброе утро. Возьмите друга за руку, передайте тепло своих рук и хорошее настроение другу улыбнитесь. Присаживайтесь на стульчики.
- Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки? (авторские, народные). Что значит авторские сказки? (Это сказки, которые сочинил один человек, автор).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Чтение русской народной сказки „Хаврошечка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Хаврошечка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Что значит народные сказки? (Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё).
Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
есть волшебство, то. (волшебная);
есть добро, то… (добрая);
есть радость, то… (радостная);
есть загадки, то. (загадочная);
есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных.
К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, чтобы узнать, кто это нужно отгадать загадку.
Отгадайте загадку:
Гуляет летом по полям
И молоко дает всем вам,
Громко «му» кричит хозяйке
Сена мне побольше дайте. (коровушка)
А коровушка, она какая? (добрая, большая, домашняя, пёстрая). А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов. Чёрного и белого, как у нашей коровушки.
Коровушка принесла с собой книгу. Это русская народная сказка «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным давно. А услышал ее от народа великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее.
Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи.
Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.
пуд - старинная русская мера веса. Пуд –это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес.
прясть - Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду.
Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткатских станках.
ткать – работать на ткатском станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа.
А в тексте ещё встретится слово лихо или зло, что-то злое, не хорошее.
А ещё встретятся такие слова наливное (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит? (сочное, созревшее).
Дыхательное упражнение (включить телевизор)
А сейчас давайте с вами подготовимся к слушанию сказки.
Встаньте на ножки, глубоко вдохните носиком и выдохните ротиком. Показ воспитателя, затем вместе с детьми два раза.
Молодцы! Готовы слушать сказку «Хаврошечка»? Слушайте внимательно. Посмотрите на экран. Своё чтение я буду сопровождать иллюстрациями.
А после прочтения я у вас спрошу, кто является главными героями сказки?
- Ребята, вам понравилась сказка?
- Кто является главными героями сказки? (Хаврошечка и коровушка)
-У кого жила Хаврошечка? (У хозяйки, трё х дочерей:
-Как звали дочерей хозяйки (Одноглазка,Двуглазка,Триглазка) Почему им дали такие имена?
Вам понравились эти девочки? (нет) Какими были эти девочки
А Хаврошечка была какая? (добрая)
- А что делала Хаврошечка? Она на них работала. Значит она была какая? (работящая). А дочери хозяйки? (ленивые)
- Кто же помогал Хаврошечке в сказке? Корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу.
- Что она при этом говорила? Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово.
Физкультминутка.
Коров пастух привёл на луг
Стадо мычит, спасибо говорит
Очень вкусная трава
Идёт кругом голова.
Бегают коровки по лужочку ловко (бег на месте).
А сейчас садитесь на место и вернёмся к нашей сказке.
Коровушка помогала Хаврошечке. Девочка влезала в одно ушко, вылезала из другого и работа была сделана.
- А была ли довольна хозяйка работой девочки?
- А как она узнала о том, кто помогает Хаврошечке?
- Сразу ли узнала хозяйка о том, как помогает коровушка Хаврошечке? (нет).
- Что говорила Хаврошечка, чтобы дочери хозяйки заснули? Она говорила: спи глазок, спи другой.
Давайте покажем, как засыпали девочки, когда Хаврошечка убаюкивала их?
- Кто из дочерей разузнал секрет Хаврошечки? Триглазка всё увидела
-Что выросло на этом месте?
- Чем закончилась сказка?
-Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать» Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.
Заключительная часть. Рефлексия занятия.
С какой сказкой мы познакомились сегодня?
- Чему нас учит эта сказка? Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга.
Молодцы ребята.
А, эта книжка со сказкой «Хаврошечка» останется в нашем центре книги. Вы можете ее еще раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу.
Обращаться с книгой нужно очень бережно. Спасибо вам за хорошую работу!