Петлицкая Оксана
Конспект занятия по развитию речи «Предметы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны
окружающие их предметы : металле, дереве, стекле, пластмассе, резине.
- Развивать умение различать их по свойствам и качествам.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую
моторику, ориентацию в пространстве.
- Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Предметы“» размещена в разделах
выполнению задания, самостоятельности, инициативности.
- Использовать опыт для нахождения истины.
- Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных
вопросов.
Словарная работа: стеклянные, деревянные, пластмассовые, резиновые,
металлические; опыты; прозрачное, гладкое, тонет, тяжелое, твердое, хрупкое, режет,
непрозрачное, шероховатое, плавает, легкое, ломается, упругая, рвется, прочный,
звонкий.
Материалы и оборудование: стол с различными предметами, конверты с
разрезными картинками; тазики с водой, образцы: деревянные, металлические,
стеклянные, резиновые, пластмассовые; мяч, салфетки, фартуки.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте дети, усаживаемся поудобнее. Мы сегодня поговорим с вами о
том, что из чего сделано.
II. Xод занятия.
- Ребята, на столе вперемешку лежат различные предметы. Давайте
выясним, что это за предметы, что вы знают о них, из чего они сделаны.
- А теперь сгруппируйте их по материалам, из которых они сделаны. Из каких
же материалов они сделаны? ( дети называют материалы: стеклянные, деревянные,
пластмассовые, резиновые и металлические).
- Ребята, а теперь по очереди назовите признаки материалов, применяя
обследовательские действия и опыты:
- Ребята, у нас пять материалов, мы сейчас с вами испытаем их на
прозрачность. Кто знает как мы это сделаем? (посмотрим через материал).
Правильно, посмотрим через стекло – прозрачное; дерево – непрозрачное; резина –
непрозрачная; пластмасса – непрозрачная; металл – непрозрачен.
- А теперь проведите тихонечко по материалам, какие они на ощупь: стекло –
гладкое; дерево – шероховатое; резина – гладкая; пластмасса – гладкая; металл –
гладкий.
- А теперь нам нужно узнать что легче, а что тяжелее воды, как мы это узнаем
(опустим их в тазики с водой, если утонет то оно тяжелее, а если нет - легче)
правильно. Берем по очереди: стекло – тонет - тяжелое; дерево – плавает - легкое;
резина – плавает - легкая; пластмасса – плавает - легкая; металл – тонет – тяжелый.
- Ребята, кто мне скажет какие наши материалы на прочность: стекло – твердое,
но хрупкое; дерево – твердое, но оно ломается; резина – упругая, но она рвется;
пластмасса – твердая, но хрупкая; металл – твердый и прочный.
- А кто из вас знает, чем можно порезаться? (стеклом, металлом). Правильно,
молодцы.
- А теперь выясним последнее свойство, давайте постучим по ним каким-нибудь
предметом. Какой материал звонкий? (металл).
- Подводим итоги наших опытов, и так что мы выяснили о:
стекле – прозрачное, гладкое, тонет, тяжелое, твердое, хрупкое, режет;
дереве - непрозрачное, шероховатое, плавает, легкое, твердое, ломается;
резине – непрозрачная, гладкая, плавает, легкая, упругая, рвется;
пластмассе – непрозрачная, гладкая, плавает, легкая, твердая, хрупкая,
металле – непрозрачный, гладкий, тонет, тяжелый, твердый, прочный, режет,
звонкий.
- Ребята, а можно ли из бумаги сделать зонт, почему? Можно ли из стекла
сделать ложки и вилки, почему? Можно ли из металла сделать окна, почему? Можно
ли из дерева сделать ножи, почему? Можно ли из резины сделать столы, почему?
Можно ли из дерева сделать кастрюлю? Можно ли из пластмассы сделать галоши,
почему? Можно ли из металла сделать мячи, почему?
Физминутка.
- Дети встаем полукругом. Я бросаю мяч и начинаю предложение, а у кого
окажется мяч заканчивает его.
Например: мяч делают из. ; из стекла делают. ; обруч делают из…; из дерева
делают…; из пластмассы делают…; игрушки делают из…; посуду делают из…;
столовые приборы делают из…. Молодцы.
- А сейчас, ребята, разделимся на четыре группы по два человека. Каждой
группе я дам конверт с разрезной картинкой (стол, зеркало, мяч и ножницы).
Вы должны собрать предмет, затем, не показывая его, по очереди загадать друг
другу загадку о нем.
- Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки. (Стол)
- И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет – все как есть
ему покажет. (Зеркало)
- Его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет. (Мяч)
- Два конца, два кольца, посередине гвоздь. (Ножницы)
III. Итог занятия.
- Ребята, о каких материалах мы сегодня с вами говорили? (металле, дереве,
стекле, пластмассе, резине).
- Какие свойства и качества мы выяснили при помощи опытов и наших знаний?
(прозрачное, гладкое, тонет, тяжелое, твердое, хрупкое, режет, непрозрачное,
шероховатое, плавает, легкое, ломается, упругая, рвется, прочный, звонкий.)
- Ребята, давайте нарисуем предмет, изготовленный из наиболее понравившегося
материала.
Дети высказывают свои мнения о занятие, что им понравилось.