Елена Рязанова
Конспект занятия по развитию речевого творчества для детей старшей группы «Маленькие поэты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речевого творчества для детей старшей группы :
«Маленькие поэты»
Цель: Развитие речевого творчества детей.
Задачи:
1. Воспитывать интерес детей к поэзии.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
2. Закрепить умения детей находить изображения (слова-рифмы,
заканчивать стихотворные строчки, подбирая верные слова не только по рифме, но и по смыслу.
3. Развивать у детей речевые творческие способности (сочинение простейших стихов).
4. Воспитывать желание помогать другу.
Материал: Энциклопедия художников, три картины, карточки-рифмы, сундучок, «живая мнемотаблица» по стихотворению Маршака «Апрель», презентация физминутка «Весна», смайлики радостные и грустные.
Предварительная работа: Наблюдение за природой весной; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры; организованная образовательная речевая деятельность.
Ход занятия:
Дети стоят на коврике.
Воспитатель: Посмотрите ребята у меня в руках книга о знаменитых художниках и их картинах. Здесь собраны самые красивые картины. Мой друг, художник – Тюбик, тоже мечтает выпустить свою книгу, в которой будут нарисованные им картины. Однажды он взял свои картины и отнес их в издательство, но ему сказали, что к картинам нужны стихи, а он не поэт, а художник. Очень жалко, если его мечта не осуществится. Чем мы можем помочь Тюбику? (Сочинить стихи)
А как мы сообщим, что мы сочинили? ….(Запишем на диктофон)
Да, сложную задачу задал нам Тюбик.
(Воспитатель обращает внимание детей на первую картину на мольберте.)
Рассмотрите первую картину, вы помните какие-нибудь стихи про весну, может быть, если мы подберем уже знакомый стишок к картине, то нам придумывать будет меньше?
(дети называют название знакомого стихотворения).
(Федор Иванович Тютчев «Зима не даром злится»)
Воспитатель: Ребята, чтоб на диктофоне записалось много голосов, предлагаю рассказать стихотворение «По цепочке», передавая диктофон.
(Дети рассказывают стихотворение.)
Ребята, какими образными словами поэт назвал весну и зиму.
Дети: Зима - ведьма злая, Весна – прекрасное дитя.
Воспитатель: Молодцы, к одной картине подобрали стихотворение, но от нее прямо холодом повеяло, проходите на стульчики рассмотрим другую картину.
Подумайте, есть ли у вас на примете знакомое стихотворение для этой картины?
Воспитатель: Давайте я вам помогу. Посмотрите на экран.
(«Живая мнемотаблица» по стихотворению Маршака «Апрель»)
(Дети вставляют слова и рассказывают стихотворение).
Воспитатель: Вот и вторую картину озвучили, осталась последняя, теперь мы точно поработаем поэтами и придумаем сами стихотворение.
Появляется художник Тюбик: ребята стойте, я хочу научиться, сам сочинять, научите?
А что нужно уметь, чтобы сочинять хорошие стихи?
Дети: Подбирать рифмы..
Тюбик: А что такое рифмы?
Дети: слова, которые одинаково заканчиваются.
Воспитатель: Правильно.
Давайте поиграем. Чтобы ты, Тюбик, хорошо понял, что такое рифма, поиграй с ребятами в увлекательную игру. Я положу в «сундучок» слова, которые оканчиваются на «ок» – платок, и далее (замок, сапожок, башмачок, утюжок, бачок, песок, мешок, цветок, листок, стишок, колосок, горшок, порошок, сырок, жучок, каток, комок, дымок, дубок, урок, носок) и т. д.
Тюбик: можно, я тоже скажу слово?
«Снеговичок», только на полянке он уже растаял.
Воспитатель: Ничего удивительного, ведь наступила весна.
Физминутка «Весна» (презентация)
Тюбик: как у вас хорошо получается! Тогда помоги мне разобраться в моих картинках.
Воспитатель: - Я думаю, ребята справятся.
Игра «Парные рифмы»
Дети называют пары и отдают картинки художнику.
(часы-весы лук-жук, шкаф-жираф).
Тюбик: я все понял, слушайте….
Ра-ра-ра начинается. (гора)
Са- са-са на цветке сидит… (коса)
Воспитатель: Ребята, по моему, у Тюбика какая то перепутаница получилась. Кроме рифмы, в стихах должен быть смысл.
Вот слушай….
Су-су-су было холодно в (лесу)
Чи –чи-чи у солнца яркие (лучи)
Жа-жа-жа разбудили мы (ежа)
Ша-ша-ша, ох погода …. (хороша)
Ва-ва-ва пробивается…. (трава)
Ре-ре-ре стоит домик на …. (горе)
ФИЗМИНУТКА. (на экране про весну)
Воспитатель: Попробуем придумать рифму со смыслом.
Посмотрите на нашу картину и найдите на ней слова, которые рифмуются
Дети (домик-гномик, елка-пчелка, машина-малина).
Воспитатель располагает на доске эти пары.
Воспитатель: Затем придумайте слова признаки, например какой домик, какой гномик.
Дети…. ( Например: веселый гномик, кирпичный домик; Воспитатель: мне понравились ваши слова.
Воспитатель: Затем добавим слова действия. т. е. что он делает.
Дети ( Например: Идет веселый гномик; стоит кирпичный домик и др.)
Воспитатель: очень подходящие слова, давайте обозначим их картинками. У нас получилось стихотворение, попробуем его рассказать:
Идет веселый гномик - стоит кирпичный домик
Воспитатель: По этому примеру придумайте стишок по другим картинкам.
Растет зеленая елка – летит трудолюбивая пчелка
Едет красная машина - растет вкусная малина.
Воспитатель обращается к Тюбику:
Ты запомнил, какие стишки ребята придумали.
Тюбик: Да, и запомнил и записал. Молодцы ребята.
Наверно вам было легко и интересно играть в рифму, кто так считает, возьмите у меня смайлик-улыбку. А если вам было трудно серьезный смайлик.