Олеся Носова
Конспект занятия по развитию фонематических процессов в подготовительной к школе группе «Звуки [Н], [Н’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию фонематических процессов
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
«Звуки Н, НЬ»
Цели:
коррекционно— образовательная: закрепить характеристики звуков Н, НЬ и их обозначение;
Публикация «Конспект занятия по развитию фонематических процессов в подготовительной к школе группе „Звуки [Н], [Н’]“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
коррекционно—развивающие : развивать у детей фонематические процессы;
упражнять в звуковом анализе слов;
упражнять в определении места звука в слове;
закрепить навык составления предложений с заданным словом.
коррекционно— воспитательная: формировать навык контроля над правильным произношением поставленных звуков.
Оборудование: картинка Незнайки, картинки со звуками Н или НЬ в разных позициях, синий и зелёный квадраты большие, картинка для звукоподражания - кучер погоняет лошадку, зеркала по количеству детей, цветные фишки для обозначения звуков, схема слова, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Отгадайте загадку:
У кого большая шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все, малыш. (НЕЗНАЙКА). Выставляется картинка Незнайки.
Сегодня у нас в гостях Незнайка!
Почему его так называют?
Он очень хочет стать Знайкой и сегодня просит рассказать ему о его любимых звуках : Н и НЬ.
Определите какой звук в слове – Н или НЬ, если слышится твёрдый, то картинку помещаем на синий квадрат, если мягкий – на зелёный (у детей картинки, в названии которых есть звук Н или НЬ)
2. Объявление темы занятия.
Ребята, какие звуки встретились во всех словах (Н, НЬ)
Мы сегодня будем говорить об этих звуках.
3. Развитие мелкой моторики, дыхания
-Прежде, чем начать работу покажем Незнайке, как мы умеем разминать пальчики, делать гимнастику языка.
Встаньте и слушайте меня:
Руки в кулачки сожмём Дети сжимают руки в кулачки
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем, Дуют на кулачки и ладошки разжимаются
Все листочки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмём, По-очереди нажимают на пальцы правой
Сильно на него нажмём. и левой руки
Массаж мимической мускулатуры, артикуляционная гимнастика.
Мы ладошки растираем Потереть ладошки рук
И лицо обогреваем. Водят ладошками по щекам
Растираем лобик тоже, Поочерёдно правой, левой ладошкой проводят по лбу
Тёплым стать ему поможем.
Щёчки надуваются. Одновременно надувают обе щеки
Губки улыбаются. Растянуть губы в улыбке
Подбородок разотрём, Растирать подбородок двумя руками
Губки дружно пожуём. Движения по тексту
Здесь живёт наш язычок,
Пусть погреется дружок. Пожевать язык передними зубами
4. Акустико-артикуляционный образ звука.
Хоровое и индивидуальное произнесение звука Н с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом.
Логопед: Губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду — язык и зубы. Значит, звук Н — согласный. Обозначать его мы будем фишкой синего цвета.
Выставляется картинка для звукоподражания — кучер погоняет лошадку и произносит: «Н-н-н». Дети прикладывают руку к горлышку — горлышко «дрожит».
Логопед: Горлышко «дрожит», значит, звук Н — звонкий.
Аналогично характеристика звука НЬ.
5. Развитие фонематического слуха.
Игра «Хлопай, не зевай». Логопед выставляет на доску картинки с изображениями банана, лимона и дивана и просит хлопнуть в ладоши тогда, когда дети услышат правильное название предметов:
Баман — банан — банам — паман.
Милон — лиман — лимон -нимол.
Дивам — тиван — видан — диван.
6. Д. и. «Поймай звук» Нужно хлопнуть, если услышите звук Н
В ряду звуков : А, О, Н, К, Т…
В ряду слогов: НА, КА, ТО, НУ, ЛА, Но
В ряду слов: Нос, кот, ноги, ноты.
Физкультминутка «Незнайка»
Наш Незнайка улыбнулся, потянулся и нагнулся.
Хочет мышцы он размять и немного поскакать.
Глазками по кругу водит, влево, вправо их заводит,
А руками, будто птица, хочет ввысь он устремиться.
Но мечтам пришел конец, надо вновь на стулья сесть.
7. Игровое упражнение «Чисто говорим»
Ну-ну-ну-саночки тяну ню-ню-ню – маме позвоню
Он-он-он-телефон ни-ни-ни – за веревочку тяни
Ан-ан-ан-это барабан не-не-не – картина на стене
Ин-ин-ин это магазин ян-ян-ян – много обезьян
8. Закрепление звука в слогах. Д. и. «Живые слоги»
Звуковой анализ слогов АН, ИН. Логопед произносит слоги и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов. Затем проводится игра «Живые слоги». Двое детей выходят к доске и становятся «живыми слогами». Логопед определяет, кто из детей каким будет звуком, а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.
Логопед (ставит детей рядом) : Назовите получившийся слог. (Это слог АН.) Назовите, кто звук А? А кто звук Н?
Аналогично проводится звуковой анализ слога ИН (выходят другие дети).
9. Закрепление звука в словах.
Зв. анализ слова НОТЫ (в тетрадях)
Определение места звука Н в словах : лимон, диван, клен и т. д. (Схема слова и синяя фишка, обозначающая звук Н)
Дети дают подробный ответ. (В слове диван звук Н находится в конце слова.)
10. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений с данными словами.
11. Закрепление звука в тексте. Игра «Будь внимательным».
Логопед предлагает послушать рассказ и назвать все слова со звуком Н, которые в нём встречаются.
Напротив села лес. Девочки играли в прятки. Наташа искала Алину, Нонну, Алёну. Алина - у клёна. Алёна - у сосны. Где Нонна? А она стоит у куста. Наташа нашла её позже всех.
Логопед предлагает детям послушать стих и назвать все слова со звуком НЬ, которые в нём встречаются.
И сказала няня Нине:
«Видишь солнце на картине?
И в такой весенний день
Пень отбрасывает тень».
17. Итог занятия.
О каких звуках сегодня говорили? Дайте характеристику звуку Н, НЬ?
Незнайка теперь много знает об этих звуках и в своем цветочном городе научит всех малышей.