Лобжанидзе Русудана Резовна
Конспект занятия по развитие речи в подготовительной группе по теме «Осень. Приметы осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитие речи в подготовительной группе
по теме «Осень. Приметы осени»
составила: Лобжанидзе Р. Р.
Цель: Уточнить и расширить представления об осени и ее приметах.
Задачи: 1. Образовательные
1. Расширить словарный запас детей по теме «Осень
2. Учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
3. Подбор слов - определений, согласование существительных с прилагательным.
Публикация «Конспект занятия по развитие речи в подготовительной группе по теме „Осень, Приметы осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
4. Учить детей образовывать множественное число существительных;
образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образовывать относительные прилагательные;
5. Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
6. Развитие воображения;
7. Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным схемам;
Оборудование: Сюжетная картина «Осень», предметные карточки к упражнениям, листы бумаги, цветные карандаши, опорная схема для составления рассказа, осенние листья с разных деревьев.
Ход занятия
I. Орг. момент
- Послушайте внимательно стихотворение, которое я прочитаю:
«Осенние листья»
И. Токмакова
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят…
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
- О каком времени года идет речь?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Да верно об оосени.
II. Лексико-грамматические игры и упражнения
Давайте вспомним признаки осени.
Дети. Осенью желтеют листья, идут дожди, птицы улетают на юг, дуют ветры, собирают грибы и ягоды начинается уборка урожая и т. д.
Воспитатель:. Кто знает, как называются осенние месяцы?
Дети. Первый месяц осени называется сентябрь, второй- октябрь, третий – ноябрь.
1. Упражнение «К нам пришла осень». Отработка падежных окончаний существительных.
Воспитатель начинает, а дети заканчивают:
- Мы ждали (Осень).
- Долго не было (Осени).
- Мы одеваемся тепло (Осенью).
- Мы поем песни об (Осени).
- Мы любим (Осень).
2. Упражнение «Подбери признак».
Воспитатель: Осень, какая?
Дети: золотая, ранняя, дождливая, плакучая, поздняя, холодная, ветреная, разноцветная, капризная, щедрая…
Воспитатель: День осенью, какой?
Дети: холодный, прохладный, пасмурный, ненастный, хмурый, солнечный, унылый, тёплый, дождливый…
Воспитатель: Небо осенью, какое?
Дети: хмурое, пасмурное, серое, голубое, тусклое, холодное, осеннее…
Воспитатель : Солнце осенью какое?
Дети: тусклое, холодное, грустное
Воспитатель: Дождь осенью какой?
Дети: холодный, проливной, грибной, пронизывающий
Воспитатель: Листья осенью какие?
Дети: яркие, красные, жёлтые, зелёные, багровые
3. Игра «Угадай слово». Использование в речи глаголов ед. и мн. числа наст. вр.
Птица улетает, а птицы…улетели…
Ветер дует, а ветры…дуют…
Холод наступает, а холода. наступили.
Цветок увядает, а цветы…завяли…
Лист желтеет, а листья…пожелтели…
Воспитатель: - А давайте представим, что все мы - осенние листочки с разных деревьев.
4. -Игра «Угадай, с какого дерева листочек?». Образование и употребление в речи относительных прилагательных от названий деревьев.
Лист клена – кленовый
Лист дуба – дубовый
Лист березы – березовый
Лист осины – осиновый…
5. Игра «Что лишнее?». Упражнение в обобщении и классификации.
Воспитатель: Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.
Дуб, рябина, ромашка, береза;
Береза, трава, тополь, клен;
Туча, лед, дождь, ветер;
Грибы, урожай, листопад, подснежник;
Зонт, сапоги, шорты, куртка.
6. Игра «Большой – маленький». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Я буду говорить вам слово, которое обозначает большой предмет, а вы превратите его в маленький предмет.
Туча – тучка
Дождь – дождик
Капля – капелька
Лужа – лужица
Ветер – ветерок
Лист – листик, листочек
Цветок- цветочек
Ветка- веточка
Лес- лесочек
Трава- травка
Гриб- грибок, грибочек
Ягода- ягодка
Дерево- деревце
Куст- кустик
Солнце- солнышко
-Физминутка
Опустел скворечник, улетели птицы, (машут руками, как крыльями)
Листьям на деревьях тоже не сидится. (приседают)
Целый день сегодня все летят, летят… (встают, идут по кругу, машут руками)
Видно тоже в Африку улететь хотят. (бегут по кругу)
III. Развитие связной речи
Составление детьми рассказа «Осень» с использованием опорной схемы.
СОЛНЦЕ ПТИЦЫ
НЕБО ЖИВОТНЫЕ
ЗЕМЛЯ, ДЕРЕВЬЯ ЛЮДИ
Кончилось теплое лето, наступила….. Солнце…., на небе…., часто моросит…. .
Листья на деревьях…., их сдувает…., и они падают ….. Птицы…., звери в лесу готовятся…. : заяц…., белка…., ежик…. Люди надевают… и собирают
Итог занятия