Виктория Пасечная (Ключкина )
Конспект занятия по психомоторному развитию «В гостях у сказки» для детей 5–6 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ ООД
Конспект занятия по психомоторному развитию «В гостях у сказки»
для детей 5-6 лет.
.
Составил: педагог-психолог: Ключкина В. Ю.
Возраст: 5 -6 лет
Состав: игра коллективная (могут играть 2 и более детей).
Цель: развитие творческих способностей, развитие свойств внимания.
Задачи: (направления работы и содержание):
Публикация «Конспект занятия по психомоторному развитию „В гостях у сказки“ для детей 5–6 лет,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- создание благоприятной атмосферы, положительно – эмоционального настроя, развитие воображения (приветствие, сюрпризный момент- письмо от деда Мороза и коробка-сюрприз.)
- развитие концентрации внимания, развитие произвольного внимания, (Пертра «Лабиринт»);
-развитие концентрации внимания, развитие речи, памяти (упражнение «Перепутанные сказки»)
-снятие психонапряжения, формирование позитивной самооценки (упражнение «Подари улыбку.»,
- активизация положительных эмоций, снижение эмоционального напряжения, - развитие моторики рук, (Хромотерапия - «Варежка», Арт-терапия - «Эмоции»,
- создание психологического комфорта, обогащение и восприятия и воображения, снижение эмоционального напряжения, формирование навыков самоконтроля (релаксация: Упражнение «Сказочная шкатулка»)
- дыхательные упражнения развитие зрительно – моторной координации («Книга –лабиринт»)
Структура занятия:
1. ритуал приветствия
2. сюрпризный момент
3. развивающие упражнения и игры
4. релаксация
5. сюрпризный момент
6. рефлексия (что понравилось, что нет)
7. ритуал прощания
В занятии используются такие методы, как :
• Упражнения на предупреждение и профилактику психоэмоционального напряжения;
• Коммуникативные игры, игры на развития навыков общения;
• Игры и задания, направленные на развитие произвольности;
• Релаксационные методы;
• Игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания
• Элементы арт-терапии, хромотерапии, дыхательная гимнастика.
Стимульный и наглядный материал для проведения игр и упражнений:
1. Игровой комплект для коррекции и развития «Пертра» (№ 1 «konstruktion»)
2. Игровой комплект «Книга – лабиринт».
3. Набор для работы: краски, кисточки, карандаши, стаканчики с водой. Шаблоны лица человека, но без эмоций. Варежка на бумаге (подготовленные заранее, проклеено солью)
4. Музыкальное сопровождение.
5. Коробка-сюрприз
6. Проектор, интерактивная доска, презентация.
Занятие по психомоторному развитию проходит в игровой форме, чем вызывает активный интерес и вовлеченность ребенка в процесс обучения. Игра является естественной средой для ребенка и именно в игре лучше всего протекает процесс обучения. Также в процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми.
Любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы к исследованию предметов, явлений и процессов было подключено как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, кинестетическая и т. д.).
Обогащение тактильных и кинестетических ощущений способствует развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи.
Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является формирование у ребенка содружественных движений глаз и руки. Такое умение позволит ребенку быстрее овладеть навыками чтения и письма.
При работе с образцом какого-либо узора формируется сознательное, целенаправленное изучение объекта, дети учатся внимательно изучать, понимать и использовать инструкцию, а затем создавать свой, четкий и понятный, алгоритм действий.
Работа с любым набором игровых средств должна начинаться с исследования каждой детали. Нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность, у бусин - рассмотреть отверстие, проверить на совместимость детали одного чемодана, а затем и фигуры из разных чемоданов.
Очень важный этап работы — сравнивание фигур по размеру, форме, цвету. Для развития мыслительных процессов важно предлагать задания на классификацию, начиная с простой классификации (например, по цвету, постепенно усложняя условия отбора (сочетание нескольких признаков у одной фигуры).
ПЛАН проведения ООД:
1 задание : Стань еще доброе и подари улыбку!
Приветствие.
2 задание –расставь по своим местам!
Упражнение «Перепутанные сказки»
Физминутка: Упражнение «Сказочная шкатулка»
3 задание - Отдохни немного!
Упражнение «Эмоции».
4 задание– Покажи, какой ты ловкий! Игра «Лабиринт».
- Открывается коробочка, а в ней краски и кисточки, которыми нужно раскрасить варежки.
5. Арт-терапия – раскрасим варежки!
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята! Сегодня утром, когда я пришла в наш сад, мне передали письмо, и знаете от кого? От самого Доброго Дедушки! Знаете такого? Это Дедушка Мороза!
- Давайте скорее откроем письмо и узнаем, что за послание нам прислал добрый Дедушка Мороз!
Открывается письмо и зачитывается педагогом:
- Здравствуйте ребята! Пишет вам Дедушка Мороз! Вот и закончились волшебные новогодние праздники, и не блестят огоньки и мишура, не стреляют салюты…. И все как то стало не так ярко и весело…. Одним словом – потерялись краски и мои любимые варежки! Помогите мне их найти? Пройдите четыре моих задания и в благодарность откроется волшебный коробочек, который вам поможет!
1 задание : Стань еще доброе и подари улыбку!
Приветствие:
Дети становятся в круг, дают друг другу свою ладошку и желают доброе утро! (под музыкальное сопровождение.)
2 задание –расставь по своим местам!
Упражнение «Перепутанные сказки»
Цель: игра способствует развитию речи, воображения, памяти.
На интерактивной доске детям показывают презентацию «Перепутанные сказки».
-Ребята, помогите… все сказки перемешались. Послушайте внимательно и скажите, какая или какие сказки спрятались?
«Жила, была красная шапочка. Она очень любила свою бабушку, которая жила в лесу. Красная шапочка испекла ей пирожки и пошла проведать ее. Идет она по лесу, а на встречу ей колобок. Красная шапочка и говорит: «колобок, колобок, я тебя съем…»
Жили были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, да не просто, а золотое. Тут дед и посадил репку. Выросла репка большая пребольшая. Пошел дед на огород репку рвать, тянет потянет, а вытянуть не может. Позвал он на помощь волка. А волк запел тоненьким голоском: «Козлятушки, ребятушки, отопритесь, отомкнитесь, ваша мама пришла, молочка принесла….»
Физминутка: Упражнение «Сказочная шкатулка»
- А теперь загадайте себя героем сказки, но нам не говорите, и с помощью волшебного карандаш я превращу вас в любимых сказочных героев. Покажите, как они ходят или танцуют, может спят или смеются, веселятся. А мы постараемся угадать. Под музыкальное сопровождение.
3 задание - Отдохни немного!
Упражнение «Эмоции».
Цель: снижение эмоционального напряжения.
Дети выбирают готовые шаблоны, но без лица. Эмоции рисуют сами. Используют цветные карандаши. Какие эмоции изображены?
4 задание– покажи, какой ты ловкий! Игра «Лабиринт»
Ребята, помогите машинкам добраться домой. Для этого нам нужно построить дорогу. Представим себя строителями. Поможет нам в этом дружба.
Каждый ребенок берет по три детали, и по образцу строят дорогу.
Упражнение «Книга –лабиринт»
Цель: развитие зрительно – мотороной координации, дыхательная гимнастика.
Дети должны выбрать понравившуюся доску и шарик соответствующего цвета. Назвать цвета. Сначала ребенок проводит пальчиком по доске, затем должен прокатить шарик по доске так, чтоб он не упал, затем подуть на шарик, чтоб он прокатился и не упал.
- Четыре здания пройдены, и вот, смотрите, открылся коробочек.
5 задание. "Арт-терапия- раскрасим варежки"
Открывается коробочка, а в ней краски и кисточки, которыми нужно раскрасить варежки.
Варежки заранее нарисованы на бумаге (формат А4, клей ПВА, соль.) Клеем проходят по контуру и засыпается солью. Когда соль высохнет, можно раскрасить красками. Вода краситься гуашью и пипеткой (кисточкой) капают на рисунок.
- Смотрите, что здесь? Ответы детей.
- А как вы думаете, зачем нам это? Ответы детей.
- Что бы вернуть варежки, надо раскрасить их, вернуть им цвет. Тем самым мы выполним просьбу дедушки Мороза! Выберите цвет, который вам нравится! Начнем! Смотрите, получается «волшебное» заполнение соли краской.
- Ребята, мы помогли дедушке? Что мы для этого сделали?
Рефлексия.
Что понравилось, что нет. Что понравилось больше всего и почему.
Презентация "Перепутанные сказки" прилагается.
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ!
![/b]
Научитесь делать паузу
Неконтролируемый гнев может сильно навредить Вам, например, испортить карьеру или личную жизнь. И расплата за минутную слабость может оказаться неоправданно высокой. Именно по этой причине жизненно важно научиться справляться с охватившим Вас возмущением или злостью.
Один из самых простых способов справиться со своими эмоциями – это сделать глубокий вдох и сосчитать до десяти. Если есть такая возможность, погуляйте. Движение помогает израсходовать накопившийся в организме адреналин.
Если Вы чувствуете, что вот-вот наговорите лишнего, мысленно наберите в рот воды. А поможет Вам в этом сюжет из сказки о заговоренной воде.
Жили-были старик со старухой. Не проходило и дня, чтобы они не ругались. И несмотря на то, что уже оба устали от ссор, прекратить это никак не могли.
Однажды зашла к ним в дом ворожея и подарила им ведро заговоренной воды: «Если опять на ругань потянет, набери полный рот этой воды, и ссора пройдет». Только вышла она за дверь, как старуха снова принялась старика пилить. А тот набрал воды в рот и помалкивает. Что же теперь, старухе одной воздух сотрясать? – для ссоры ведь нужны двое! Так они и отвыкли от брани.
Хромотерапия.
Слово «хромо» обозначает «свет». Хромотерапия — это изучение свойств света и использование цветного освещения в лечении соматических болезней (медицинский термин). Это может быть цветопунктура — воздействие окрашенными лучами; цветовые ванны, очки с цветными стеклами, медитация цветом, лечение кристаллами, камнями, цветной пищей, компьютерная программа «Давид».
Цветотерапия — приобретение навыков психофизической релаксации целью повышения эмоциональной, сенсорной и коммуникативной активности посредством цвета.
История цветотерапии началась в тот момент, когда люди заметили целебную силу солнечных лучей. Вскоре выяснилось, что определенные цвета радуги по-разному воздействуют на организм человека: одни успокаивают, лечат, другие, наоборот, вызывают дискомфорт. В 19в. французские медики Пото, Жуар, Плезантон занимались разработкой методов лечения цветом. В наши дни даже официальная медицина признают, что методы цветотерапии повышают иммунитет, балансируют гормональный фон, активизируют психические процессы.
В чем заключается конкретное воздействие каждого цвета на организм человека?
Желтый цвет -концентрирует внимание, улучшает настроение, память, в медицине используется для лечения печени и пищеварительного тракта.
Красный цвет- стимулирует подкорку головного мозга, повышает двигательную активность, при длительном воздействии может вызвать агрессивность.
Оранжевый цвет- повышает активность познавательной деятельности, а утомляет гораздо меньше, чем красный (можно оформить детский уголок для работы).
Зеленый цвет- успокаивает, но в тоже время не тормозит жизненные процессы организма, повышает аппетит (поэтому он возможен для оформления кухни).
Голубой цвет- помогает сосредоточиться и собраться с мыслями (им часто оформляют офисы).
Синий цвет- снижает давление, температуру, снижает рабочую активность, усыпляет (полезен в спальне).
Фиолетовый цвет- тормозит многие функции организма, им нельзя сильно увлекаться, т. к. он может вызвать чувства усталости.
Серый, черный, коричневый — это депрессивные цвета.
Белый цвет — это, фактически, отсутствие цвета. Цвет — это не только красота, но и средство познания человека. Доктор Люшер сделал вывод, что выбор цвета отражает психологические качества человека, а также поведенческие и эмоциональные нарушения у него. Так, выбор и приверженность ребенка к красному, желтому, синему, розовому цвету указывает на его правильное развитие, на то, что ему нравится исследовать все новое, он стремится к общению. Если ребенок чаще выбирает белый, черный цвет, то это указывает на его замкнутость, на то, что ему нравится находиться в одиночестве.
Какие задачи решает цветотерапия в педагогической практике?
Это задача укрепления эмоционального здоровья, развития сенсорного опыта.
Посредством цветотерапии педагоги решают образовательные и развивающие задачи, такие как закрепление основных цветов, образование прилагательных, обозначающих цвет, закрепление порядкового счета, понятия ряда. Цветотерапию можно сочетать и с другими здоровьесберегающими технологиями, например, сказкотерапией (сказки помогают смягчить внутреннее напряжение, приобрести чувство уверенности и, главное, формировать речевой импульс, подвигнуть к речевому высказыванию).
Цветотерапию можно сочетать и с эксперементальной деятельностью. Например, при выяснении вопроса о том, как получить оранжевый, розовый, голубой цвет?
В книге М. Н. Погосовой «Цветовой игротренинг» (С-Петербург, «Речь», 2007.) представлено много сказочных сюжетов о различных цветах.
Рекомендовано к работе Нищеевой «Цветные сказки».