Оксана Шведенко
Конспект занятия «Дружная семья» по программе «Социокультурные истоки» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дружная семья».
Цели: - Приобщение к семейным ценностям и традициям семьи.
- Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Семья».
Задачи: Образовательные: - обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;
- мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем. Развивающие: - развитие коммуникативно- речевых умений и навыков детей;
- развитие самооценки у детей.
Публикация «Конспект занятия „Дружная семья“ по программе „Социокультурные истоки“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Воспитательные: - формирование у детей и родителей положительного и доброжелательного отношения к семье, как основной из главных социокультурных ценностей.
-формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению.
Оборудование: Аудиозаписи, выставка «Моя семья самая дружная», коллаж «Семья – это мир близких людей», книги для развития детей 4 – 5 лет по теме «Моя дружная семья», карандаши, песочные часы.
Предварительная работа: - знакомство детей с первой частью книги для развития «Дружная семья»;
- рассматривание иллюстраций по теме;
- разучивание пословиц, поговорок о семье;
- слушание: «Моя семья» муз. Н. Мурычевой, русская народная песня «Где был Иванушка»; - музыкальные движения: нар. игра «У дедушки Трифона», «У тетушки Ларисы»;
-пальчиковая игра «Семья»;
-семейное чтение по теме «Моя дружная семья» : Рассказ Л. Корсунская «Семья»; Э. Шим «Брат и младшая сестра». Поэзия. И. Бунин «Матушке», Е. Трутнева «Наша бабушка», Р. Гамзатов «Мой дедушка», В. Берестов «Любили тебя без особых причин», Е. А.
Пермяк «Первая рыбка»; Е. Благинина «Посидим в тишине», К. Лукашевич «Садик» Русская Народная Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»;
- игровая деятельность «Наша дружная семья».
- фотоколлаж «Семья – это мир близких людей»; художественное творчество: конструирование из бумаги «Солнышко» (как символ тепла и семейного благополучия).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Звучит песня «Моя семья» Дети вместе с воспитателем и родителями заходят в группу и садятся, родители на стулья, а дети в круг на ковре.
2. Подготовительный этап. Ресурсный круг.
Воспитатель: Ребята мы с вами часто ходим в гости к жителям «Фиолетового леса» и они нам рассказывают свои интересные сказки, приключения, которые с ними происходят.
- Сегодня я предлагаю вам пригласить к нам в гости жителей «Фиолетового леса» и рассказать им, что такое семья, о дружбе и традициях в семье. Вы согласны? (Да).
Воспитатель: Проходите гости дорогие (выставить фигурки мальчика Гео, ворона Метра, девочки Дольки, Кар-Карыча на ковре фиолетового леса В. В. Воскобовича).
Воспитатель: Как говорят в народе «Вся семья вместе так и душа на месте». Вы наверно догадались, что сегодня наш разговор пойдет о семье. Ведь семья – одна из самых великих ценностей жизни, к которой нужно относиться очень бережно.
Воспитатель: обратите внимание на фотоколлаж «Семья – это мир близких людей».
-Кто изображен на фотографиях?» (дети перечисляют).
-Как можно назвать одним словом всех тех, кто изображен на фотографиях? (Семья)
-Какую семью можно назвать дружной? Почему? (в которой вместе помогают друг другу, читают книги, гуляют, вместе трудятся и т. д.).
- Предлагаю Злате рассказать о своей семье; затем Елисею, Анжелике (рассказ 2-3 детей о своей дружной семье).
Воспитатель: Семья- это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы и о заботливой строгости папы. Она бывает большой и маленькой. В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Они ни жалеют для этого ни сил, ни времени. В дружной семье все заботятся друг о друге. У каждого есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. В дружной семье все проявляют любовь друг к другу, заботу, а дети -уважают и слушают своих родителей. Не зря говорят, что «не нужен и клад, когда в семье мир и лад».
Воспитатель: Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете о семье? (2-3 ребенка рассказывают).
Воспитатель: Ребята как вы понимаете поговорку: «Вся семья вместе, так и душа на месте». «В дружной семье и в холод тепло», «Везде хорошо, но дома лучше» (дети рассказывают, если затрудняются воспитатель помогает).
Воспитатель: Предлагаю вам ребята пригласить своих родителей в круг и вместе с ними поиграть в хороводную игру «Где был Иванушка», Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает. - Где был, Иванушка? - На ярмарке. - Что купил, Иванушка? - Курочку. Курочка по сеничкам (Дети и родители показывают, как курочка клюет) Зернышки клюет, Иванушка в горенке Песенки поет. - Где был, Иванушка? - На ярмарке. - Что купил, Иванушка? - Уточку. Уточка по лужице (Дети и родители показывают, как уточка плывет) Взад — вперед плывет. Иванушка в горенке Песенки поет. - Где был, Иванушка? - На ярмарке. - Что купил, Иванушка? - Ослика. Ослик на лужайке (Дети и родители показывают, как ослик щиплет травку) Травушку жует, Иванушка в горенке Песенки поет. - Где был, Иванушка? - На ярмарке. - Что купил, Иванушка? - Тетёру. (Выходит тетёра (взрослый, кто-то из родителей) и заводит хоровод.)
3. Индивидуальный этап. Работа в книгах «Дружная семья».
Воспитатель: Предлагаю детям сесть за столы так, чтобы вы сидели парами.
- Кто мне ответит, парами это сколько? ( ответы детей: двое, по два и т. д).
Воспитатель: Ребята, откройте пожалуйста книгу на той странице, где лежит закладка. Рассмотрите иллюстрации в книге для развития, выберите те, на которых изображена дружная семья, отметьте эти иллюстрации знаком «+». Время работы 3 минуты (ставлю на стол песочные часы). (На иллюстрациях изображение дружной семьи : семейная прогулка, семейное чаепитие, семейное чтение, совместный труд на даче. При затруднении воспитатель помогает выполнить задание).
Воспитатель: Прошу всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.
4. Работа в паре.
Воспитатель: Пододвиньтесь пожалуйста к друг другу, ещё раз внимательно рассмотрите эти иллюстрации. Выберите те, на которых изображена дружная семья. Расскажите друг другу почему вы выбираете именно эти иллюстрации. Придите к совместному решению. И отметьте знаком «+» те иллюстрации, которые вы выбрали вместе. Время работы – 3 минуты (ставлю песочные часы). (Воспитатель наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общается в спокойной, доброжелательной форме. За минуту до окончания данного времени предупреждаю детей о своевременном завершении диалога).
Воспитатель: Теперь договоритесь кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение. Сначала вы должны обсудить, выполнить задание и решить кто будет отвечать из вашей пары.
5. Обсуждение в группе и оценка.
Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение. Ответ начинать со слов: «Мы решили…», «Мы думаем…», «Мы отметили», «Мы выбрали». Предлагаю детям, кто согласен с данным решением, поднять руку. Воспитатель: Поднимите руку кто выполнил эту работу по - другому? (Далее воспитатель даё т оценку: показывает иллюстрации и объясняет правильность выбора или соглашается с мнением детей подводя итог).
Воспитатель: Послушайте пожалуйста внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание.
(Обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием).
6. Рефлексия.
Воспитатель: Понравилось ли вам работать в паре? Воспитатель предлагает детям договориться между собой, чем они совместно хотели бы заняться в группе : построить дом для куклы, слепить игрушку, подклеить книгу, нарисовать картинку и т. д.
Воспитатель: Что интересного вы увидели сегодня на занятии? С каким настроением вы пойдете домой? В дружной семье есть любовь, забота, внимание, радость. Вы согласны?
- Ребята у меня есть фишки-солнышки, и мольберты на которых изображена семья, которая весёлая, счастливая значит она, какая? (Дружная, а на втором мольберте семья грустная, где все стоят в стороне друг от друга, значит это какая семья? (Не дружная, поссорившаяся, обиженная и т. д).
- Солнышки на тарелочке тоже разные, одни улыбаются, а другие грустные.
- Если вам сегодня на занятии было интересно, легко справляться с заданиями и вы считаете, что ваша семья дружная, то возьмите солнышко, которое улыбается и прикрепите его к картинке где находится дружная семья.
- А если вам было не интересно, вы затруднялись в решении каких-либо заданий и считаете, что ваша семья недостаточно дружная, то возьмите солнышко, которое грустное и прикрепите его к той семье, которая стоит грустная (дети выбирают солнышки и крепят к нужной картинке).
- Воспитатель: Ребята посмотрите каких солнышек у нас больше? (Улыбающихся).
- А это значит, что все вы справились с заданиями и вам было легко с ними справляться.
- А ещё это значит, что у вас у всех очень дружные семьи.
- Ну а теперь небольшое домашнее задание: предлагаю родителям совместно с детьми оформить альбом «Дружная семья», а для этого, каждая семья сделает страничку в альбом.
Воспитатель: Спасибо всем за участие! Жителям «Фиолетового леса очень понравилось у нас в гостях, они очень благодарны за интересные рассказы о семье.