Юлия Антонова
Конспект занятия «Маленький беззащитный цветок» по программе «Родной Оренбургский край»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная
Тема занятия : «Маленький беззащитный цветочек»
Направление образования и развития: познавательное и художественно-эстетическое развитие
Цель: формирование знаний о растении, занесенном в Красную книгу Оренбургской области (тюльпан Шренка)
Задачи:
Образовательные
Способствовать накоплению представлений детей о заповедных местах родного края, растениях, находящихся на грани исчезновения, законах их защищающих;
Публикация «Конспект занятия „Маленький беззащитный цветок“ по программе „Родной Оренбургский край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оренбургская область
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
учить выделять и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок);
формировать умения детей анализировать полученную информацию; познакомить с новым словом «агитация».
Развивающие
Развивать умение анализировать информацию, делать выводы, зрительное и слуховое внимание, мышление, память и связную речь детей.
Воспитательные
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к проблеме сохранения живой природы, бережное, заботливое отношение к природе.
Виды деятельности: поисково-исследовательская, коммуникативная, двигательная, изобразительная.
Культурные практики и виды деятельности: игровая практика, практики свободы, практики расширения возможностей ребенка, практика целостности, практики культурной идентификации в детской деятельности - игровая, коммуникативная, продуктивная (рисование, познавательно-исследовательская; изготовление продукта детского творчества (рисунок «Не рви цветок», ситуативное общение, работа с кейсом.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Оборудование: макет тюльпана сделанного в технике оригами, ноутбук телевизор, бумажные листы круглой формы, карандаши (на каждого ребенка, мольберт
Ход занятия
Воспитатель вносит в группу красивую коробку. Сообщает детям, что ее оставил кто- то на ступеньках детского сада с запиской. Текст записки: «Дорогие дети посылаем вам копию нашего друга, который очень похож на нас. Просим его беречь и не обижать. Потому что он такой же хрупкий, как и мы. Надеемся, что ему будет у вас хорошо»
Воспитатель предлагает детям заглянуть в коробку:
-Ребята, давайте посмотрим кому или чему нужна наша забота.
В коробке тюльпан в горшочке
- Какой же он красивый. Вам так не кажется, ребята?
О тюльпане есть легенда.
В древности считалось, что в золотистом бутоне жёлтого тюльпана спрятано счастье. Много людей пыталось открыть этот бутон, чтобы добраться до счастья. Но сделать это не удавалось никому.
Однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Мальчик вырвался из рук матери и со смехом подбежал к цветку. И от звонкого детского смеха бутон раскрылся. С тех пор тюльпаны принято дарить тем, кто счастлив.
Воспитатель вместе с детьми достает цветок из коробки, предлагает детям найти самое лучшее место в группе для него.
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.
- Наш новый друг- тюльпанчик, почти точно такой же тюльпан, который носит название – тюльпан Шренка. (слайд 1)
Интересное название, правда? Хочу рассказать, почему он так называется.
Своим именным названием он обязан ученому и путешественнику Александру Ивановичу Шренку. Путешествуя, он собрал много материалов по разным наукам. В том числе открыл новое растение - хрупкий и яркий тюльпан, который и получил впоследствии его имя.
- В природе существует очень много растений, но не всем растениям живется легко. Вот и у тюльпанов Шренка очень непростая жизнь.
Этот вид сейчас находится на грани исчезновения и поэтому занесен в Красную книгу не только Оренбургской области, но и Красную книгу Российской Федерации.
- Ребята, а вы знаете, что такое Красная книга?
- Красная книга это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов с описанием их жизни. (слайд 3) Она является главным документом, в котором собраны сведения обо всех редких видах растений и животных. Все они подлежат особой охране.
- Тюльпан Шренка растет в нескольких районах Оренбургской области (слайд 2) и в этих районах тридцать лет назад был создан заповедник.
Воспитатель: Что же такое заповедник? (Ответы детей).
Воспитатель: Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.
В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- Ребята, как вы думаете, почему тюльпан Шренка занесли в Красную книгу?
- Как могло так получиться, что почти все цветы погибли?
- Да, действительно люди осваивали земли, вспахивали поля, не задумываясь над тем, что губят это растение. А еще люди очень любят собирать эти цветы в букеты! Нуу, ребята, думаю нет в этом ничего плохого, да? Или есть?
-Чтобы разобраться в этом, предлагаю вам поиграть в игру
“Назови части цветка”
Разворачиваю мольберт.
- Самая главная часть цветка?
Корень. Он добывает из почвы воду и минеральные вещества.
-У тюльпана это луковица
Воспитатель выкладывает прозрачную плёнку с частями цветка.
- Что следует после корня-луковицы? Стебель. По стеблю вещества поднимаются вверх к листьям.
- После стебля идут? Листья. Листья вбирают в себя энергию солнечного света, необходимую цветку для роста.
- После листьев идет? Цветок
-А в цветке, как все мы с вами знаем, созревают семена. Но ведь если мы срываем цветок, семян не будет, так? Значит все таки собирать тюльпаны в букеты нельзя,правда?
- Хотите мы сейчас с вами отправимся на ту самую заповедную полянку?
Физминутка.
Мы в степную даль пойдем
Заповедник там найдем.
До поляночки широкой
Мы, конечно же, дойдем.
Там тюльпан на длинной ножке
Он стоит, прям у дорожки.
Я руки не протяну
Я его не погублю.
Наклонюсь я влево, вправо
Любоваться им я стану.
- Вот мы с вами и прибыли на ту самую полянку. Устраивайтесь поудобнее и любуйтесь цветами.
Дети усаживаются на паласе. Воспитатель на проекторе демонстрирует фото тюльпанного поля в различное время суток, художественно комментируя просмотр. (4 – 15 слайды)
Кейс технология
-Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы сохранить это чудо природы?
-Ребята посмотрите на слайд и подумайте, как сделать, так что бы все знали, что срывать их нельзя? (слайд 16)
-Ребята, а как мы можем сообщить людям, что надо беречь эти растения?
-Разве могут наши рисунки рассказать, что дикие тюльпаны срывать нельзя?
Делаем вывод: наши рисунки помогут, если их развесить на доске объявлений по всему городу.
Воспитатель помогает детям обобщить все предложения, и предлагает сделать агитационные рисунки.
-Ребята, что же это значит такое: агитационные, агитация? Это когда мы делаем что то, чтобы убедить кого-либо в чем-либо, склонить к чему-либо, в нашем случае- убедить людей не рвать тюльпаны Шренка!
-Давайте нарисуем с вами тюльпан и ладошку, которая срывает цветок. Перечеркнем рисунок в знак того, что мы против того чтобы люди ради своего удовольствия срывали эти цветы. Наши рисунки мы приклеим на доске объявлений по всему городу. Пусть люди видят и помнят о том, что нельзя срывать эти цветы.
Готовые работы вывешиваются на доске объявлений детьми и родителями, по периметру города.
-Ребята, и еще хочу вам прочитать стихотворение, я нашла его в интернете, на страничке Оренбургского заповедника. Стихотворение написал мальчик, который живет в Оренбурге, так же, как мы с вами, и ему всего 8 лет!
Они стоят, как паны
Красивые цветы-тюльпаны.
Весной надевают цветные кафтаны
Брызжут в глаза
Их цветные фонтаны,
Красные, белые, желтые саны.
Не рвите тюльпаны!
Слезы льются у них из раны.
Тани, Саши и Пети.
Давайте же жить на зеленой планете!
Рефлексия:
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Куда вносят растения находящиеся на грани исчезновения? Как мы можем защитить тюльпан Шренка? Какое полезное дело мы сделали?