Наталья Кузнецова
Конспект занятия по приобщению к социокультурным ценностям в старшей группе «Моя любимая Югория».
Цель: приобщение детей к национальной культуре родного края.
Задачи:
Обучающие: Расширить и углубить представления детей о животном и растительном мире нашего округа. Систематизировать знания о жизни коренных народов: ханты и манси; о климатических условиях.
Развивающие: Развивать коммуникативно- речевое общение.
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за родной округ.
Публикация «Конспект занятия по приобщению к социокультурным ценностям в старшей группе „Моя любимая Югория“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Предварительная работа: Чтение сказок, рассказов, стихов об Югре, посещение музея под открытым небом Суеват- Пауль, просмотры презентации о природе родного края, рассматривание иллюстрации, открыток о коренных народах, знакомство с национальными играми, слушание национальной музыки.
Материал: ноутбук, экран, картинки, кроссворд, заготовки одежды- малицы, пайетки, бусинки, клей.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие ребята! Сегодня к нам спешит интересный гость. (на экране появляется Югорик)
-Югориком зовут меня,
Я к вам спешил мои друзья.
Мне с вами хочется играть,
И про Югорию рассказать.
Как добрый друг родной земли,
Я в играх вам поддержку обещаю
И в Ханты - Мансийский округ приглашаю (звучит национальная музыка, дети изображают оленей и каюров, садятся на стулья).
Воспитатель: На территории нашего округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам. Каким ( ответы детей: Ханты и манси)
-Как называется столица нашего округа? (ответы детей)
Югорик : Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы, а мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают ягоды - сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту (показ картинок).
Воспитатель: Суров наш северный край. Славится он сильными морозами, метелями, вьюгами, пургой. Но не страшны они людям. Шьют они из оленьих шкур себе одежду и обувь, дома – чумы - укрывают оленьим мехом. Олени служат и транспортом, запрягают их в упряжку в сани - нарты.
Югорик : А мы с вами сейчас поиграем и покажем, как они это делают (игра «Олени и нарты») :
Вот вздумали повеселиться
И на оленях прокатиться.
В нарты быстро запрягали,
Хвостом лисьим погоняли,
Пели, пели, веселились
И на нартах прокатились.
На оленях прокатились,
И в сугроб все провалились.
Быстро все опять вставали,
А олени ускакали.
Воспитатель: Югорик, мы предлагаем тебе послушать стихи про нашу родную Югорскую землю.
Ребё нок1: Где ты видел чудесней сторонку.
Чем югорская наша земля?
Здесь смеются заливисто, звонко,
Здесь веселые песни звенят.
Ребё нок 2:Здесь открытые, милые лица,
Здесь улыбки на лицах цветут.
Как же можно Югрой не гордиться,
Коль здесь счастливо люди живут.
Ребё нок 3: Здесь простор и широкий, и вольный,
Край непуганых птиц и зверей.
Здесь таежное наше раздолье
От Урала до льдистых морей.
Ребё нок 4:Здесь озер голубые разливы,
Лабиринты речушек и рек.
Кедры высятся здесь горделиво,
Здесь привольно живет человек.
Ребё нок 5: Сохраним мы озера и реки,
И таежный простор сохраним.
Пусть потомки живут здесь вовеки,
Вся краса пусть останется им.
Ребё нок 6:Нет пока что сторонки чудесней.
Чем югорская наша земля.
И о ней мы слагать будем песни,
Прославляя ее и хваля (автор Парфенчик В.)
Югорик : Молодцы ребята, мне очень понравились стихи. Пришла пора нам поиграть (проводится пальчиковая гимнастика).
«Важенка и оленята»
(дети-«оленята», повторяют движения за ведущим- «важенкой»)
Бродит в тундре важенка,
С нею — оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно.
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставленья мамины.
Воспитатель: Ребята, Югорик нам предлагает отгадать кроссворд:
1. Я красна, я кисла, 2. Каждый год я к вам лечу,
На болоте я росла, Зимовать у вас хочу.
Дозревала под снежком, И ещё красней зимой
Ну-ка, кто со мной знаком? Ярко-красный галстук мой.
(клюква) (Снегирь)
3. Не вода, не суша - 4. Что за дерево такое
На лодке не уплывёшь, Украшает лес зимою?
И ногами не пройдёшь. Грозди красные на ветках –
Не пройдёшь, не проедешь- Ну-ка угадайте детки:
Обойдешь стороной. Не ольха и не осина,
И водицы не попьёшь - А красавица. (рябина).
С синеватой пеленой (болото).
5. Им сугробы- по колено, 6. Не стучали топоры,
К нам зимой идут за сеном. Громко пилы не рычали,
Рог широкий, как лопата, Но деревья застонали,
И, немножечко, горбаты. Шумно в речку вдруг упали.
Кто всё время соли просит? Кто так ловки и быстры?
Эти звери, дети-(лоси). Очищая от коры,
Строят из деревьев хатки
И запруды для порядка
На лесной реке ребятки -
Острозубые (Бобрятки)
к л ю к в а
с н е г и р ь
б о л о т о
р я б и н а
л о с и
б о б р я т к и
Югорик : Здорово, как много вы знаете, вы такие умницы. Сегодня Вы и стихи читали, и в игры народные играли, и кроссворд отгадывали. Мне очень понравилось у вас в гостях. И вы мне тоже понравились, и по- старинному обычаю я хочу вас одарить подарками - заготовками национальной одежды, а украсите вы её по- своему усмотрению хантыйскими и мансийскими узорами. Ну а я с вами прощаюсь и хочу вам пожелать – «Живите в гармонии, живите с миром!»До свиданья!
Воспитатель: Югорский край, как ты велик, гостеприимен, щедр, красив.
Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!
Рефлексия:
-С чем вы сегодня познакомились?
- Что вам понравилось и запомнилось?
Источники и ресурсы:
Практический журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» 2011г №1.
https://numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-losja.html
https://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/604-detyam-zagadki-o-derevyakh-ryabina.html