Ангелина Нусс
«Волшебный мир сказочника Корнея». Конспект занятия по приобщению детей подготовительной группы к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- формировать интерес детей к личности и творчеству К. И. Чуковского;
-расширять знания о творчестве К. И. Чуковского, способствовать творческому и литературному развитию детей;
-закреплять умение детей угадывать название произведения по иллюстрациям, отрывку из сказок;
-формировать умение анализировать поступки героев сказок;
-воспитывать у детей интерес к художественной литературе.
Предварительная работа: чтение сказок К. И. Чуковского, рисование иллюстраций к произведениям, собрание коллекции книг, просмотр мультфильмов по сказкам.
Материалы: портрет К. И. Чуковского, книги К. И. Чуковского, мешок с разными предметами, презентация.
Ход занятия:
Ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочный мир одного писателя, который очень сильно любил детей и сказки. Посмотрите на нашу библиотеку, вы узнали эти книги, кто их написал? (ответы детей)
Правильно мы очутились в волшебном мире сказок Корнея Ивановича Чуковского. (показ портрета).
У К. И. Чуковского было четверо детей. Сначала он писал книги только для взрослых, но однажды произошел случай- Корней Иванович ехал в поезде вместе со своим маленьким сыном, у сына поднялась очень высокая температура, он постоянно плакал. Чтобы мальчик не хныкал Чуковский придумал сказку про крокодила, которая очень понравилась мальчику, он перестал плакать и даже, как оказалось, запомнил сказку наизусть. И после этого случая К. И. Чуковский начал писать сказки для детишек. А еще он очень любил разных животных маленьких и больших, добрых и не очень, поэтому главные герои сказок-это животные.
А сейчас давайте поиграем. Я буду читать отрывки из сказок, а вы будете угадывать сказку по тексту. И найдите эту книжку в нашей библиотеке.
Однажды Корней Иванович сидел за своим письменным столом, и услышал плач младшей дочери, которая не хотела умываться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал:
1 Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам-
Стыд и срам!
Стыд и срам! («Мойдодыр»)
2 Воробушек прискакал
И коровой замычал:
-Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
-Ку-ка-ре-ку! («Путаница»)
Послушайте историю, как Корней Иванович придумал эту сказку.
Однажды в кабинет к писателю вошла его двухлетняя доченька. Лицо у нее было загадочное, как будто она что-то задумала. И тут Маша (ласково ее называли Мурочка) сказала: «Ава –мяу» и громко засмеялась. Корней Иванович решил поправить дочь: «Ава –гав», но Мурочка, покачав головой, повторила: «Ава – мяу» и опять звонко засмеялась. В свои два года девочка хорошо знала, что Ава – собака и она лает, котики мяучат, а петушок кукарекает.
Чуковский решил поддержать игру дочери и произнес: «Петушок – гав», и оба засмеялись.
Вот так он написал сказку.
3 Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть…
Но только я лег-
Звонок!
-Кто говорит?
-Носорог.
-Что такое?
-Беда! Беда!
Бегите скорее сюда! («Телефон»)
Эту сказку Чуковский написал в сложный период своей жизни. На него навалились куча проблем и по ночам он не мог заснуть. И свою проблемную ситуацию он отобразил в сказке «Телефон».
4 Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
купила самовар. («Муха-Цокотуха»)
В этот день Чуковского посетила муза. Счастливый и окрыленный он ворвался в свою квартиру в Санкт-Петербурге (Ленинграде, схватил единственный чистый лист бумаги и принялся записывать сказку. Когда лист был исписан полностью, и под рукой не оказалось чистой бумаги, Корней Иванович сорвал в прихожей полоску обоев и продолжил писать.
5 А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет.
И чайник сказал утюгу:
-Я больше идти не могу! («Федорино горе»)
Однажды летом он был на даче и отправился на прогулку. Неподалеку он увидел детей, которые копались в ручейке и Корней Иванович с удовольствием присоединился к ним.
Вместе с детьми Чуковский лепил из глины и грязи человечков и зайцев, бросал в ручеек шишки и даже ходил дразнить индюка.
Домой он возвратился счастливый, отдохнувший, его даже не смутили грязные штаны, об которые дети вытирали руки при лепке.
Воодушевленный Корней принялся за написание сказки. Вдруг в его мыслях появились грязные стаканы, утюги, корыта, блюдца, вилки, которые начали убегать из дома.
6 Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица! («Айболит»)
Однажды Чуковский познакомился с интересным, добрым, отзывчивым доктором, который соглашался лечить больных бесплатно, иногда даже лечил и зверей. Чуковский вспоминал, что придет к доктору худенькая бедная девочка, а доктор ей вместо рецепта пропишет молоко. Понимая, что у родителей девочки нет денег на молоко, он сам каждое утро выдавал ей два стакана молока, купленные за свои деньги. Он был добрейшей души человек!
Воспитатель:
Все сказки Чуковского очень поучительны. Они все нас чему-то учат. Скажите ребята, чему нас учит сказка:
«Муха-цокатуха»? (быть смелым, не бросать друзей в беде)
«Федорино горе» (в доме должна быть чистота и порядок)
«ДокторАйболит» (быть добрым, любить животных,заботиться о них)
«Мойдодыр» (быть аккуратным, следить за своим внешним видом)
«Путаница» (каждый должен заниматься своим делом, нельзя идти против здравого смысла, иначе это закончится не хорошо)
«Телефон» (нельзя отказывать людям в помощи)
Воспитатель: Ребята, а нам нужны доктора?
Тогда вставайте и покажите какие вы здоровые!
Физкультминутка «Айболит»
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Дети усаживаются на стульчики.
Воспитатель
- А сейчас ребята поиграем в игру «Чудесный мешочек». Я принесла вам волшебный мешочек, а что в нем, сейчас угадаете. Вы будете по очереди вытягивать предметы из мешка и должны определить из какой сказки и кому принадлежат эти предметы.
1. Мочалка («Мойдодыр»)
Я-Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир.
2. Фонарик («Муха- цокотуха»)
Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
3. Телефон («Телефон»)
У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит?
-Слон.
-Откуда?
-От верблюда.
4. Градусник («Айболит»)
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьет и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники.
5. Спички («Путаница»)
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
6. Чашка («Федорино горе»)
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
7. Картинка «Солнце» («Краденое солнце»)
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
8. Фигурка таракан («Тараканище»)
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!
9. Фигурка крокодил («Крокодил»)
Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, —
Крокодил, Крокодил Крокодилович!
Воспитатель:
Чуковский также отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей загадки. Попробуйте их разгадать и посчитать количество слогов в получившей отгадке.
1) Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная. (Коньки)
2)Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
3) Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (Крапива)
4) Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нём видела овца, и обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало)
5)Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами.
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер)
Зрительная гимнастика
Под потолком в разных углах групповой комнаты размещены картинки с изображением героев сказок Чуковского (Айболит, Федора, Мойдодыр, Муха-Цокотуха). В соответствии с текстом дети ищут картинку, подходят к ней и выполняют движения (притопы, пружинка, ковырялочка, кружение).
В гости к Мойдодыру
Все скорей спешите.
Вместе с Мойдодыром
Весело пляшите.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.
В гости к Федоре
Все скорей спешите,
Вместе с Федорой
Весело пляшите.
Та-та-та-та-та-та-та.
В гости к Цокотухе
Все скорей спешите.
Вместе с Мухой
Весело пляшите.
Па-па-па-па-па-па-па.
В гости к Айболиту
Все скорей спешите.
Вместе с Айболитом
Весело пляшите.
Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну.
Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам К. И. Чуковского. Давайте вспомним, с какими сказками мы с вами встретились. Что вам особенно запомнилось или понравилось? Спасибо вам за интересное путешествие в волшебный мир сказочника Корнея. Вы большие молодцы!