Ступина Жанна Николаевна
«Семейный бюджет». Конспект занятия по предмету «Социально-бытовая ориентировка»
▼ Скачать + Заказать документы
Ступина Жанна Николаевна, учитель.
ГОКУ ИО «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска».
Конспект занятия по предмету : Социально – бытовая ориентировка
Класс: 8
Тема: «Семейный бюджет».
Публикация «„Семейный бюджет“, Конспект занятия по предмету „Социально-бытовая ориентировка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи: 1. Образовательные: Познакомить учащихся с понятиями «бюджет», «доход», «расход», «экономия». Научить рассчитывать доход семьи, различать доходы и расходы. Пополнять активный словарный запас детей.
2. Коррекционные: Корригировать и развивать речь через словарную работу; логическое мышление через моделирование реальных ситуаций.
3. Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги; прививать умение экономно расходовать доходы.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, деньги.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята! Начинаем урок. Садитесь удобно и проверьте свою осанку.
2. Актуализация опорных знаний
2.1. Загадки
-Знают все ребята в мире: дважды два – всегда… (четыре)
- Чем украсим мы тетрадь? Ну конечно, цифрой … (пять)
- Чтобы все гости могли дружно есть, разных тарелок в сервизе по … (шесть)
- Знайте, шестё рка у нас акробатка: вниз головой это будет … (девятка)
- Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается … (не два, а шесть)
- Пакет молока на весах если взвесить, то стрелка весов вам укажет на … (один)
- Говорил учитель Ире, что два больше, чем … (не четыре, а один или ноль)
- Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под контрольной, стоит … (пять)
- На уроках будешь спать – за ответ получишь … (не пять, а два)
-Ну, я думаю, что на уроке вам спать не придется, и вы все получите хорошие оценки.
3. Сообщение темы урока
-Сегодня на уроке, вам понадобятся знания, которые вы ранее получили на уроках математики, СБО, воспитательных занятиях. А за ваши положительные ответы и правильное выполнение заданий я буду платить вам по монетке достоинством 10 рублей. В конце урока вы подсчитаете свои заработанные деньги и получите соответствующие оценки.
-А чтобы узнать тему урока необходимо расшифровать ключевое слово… (Слайд 1)
- Тема урока «Бюджет семьи» (запись числа, темы урока в тетрадь). (Слайд 2)
-Сегодня вы всё узнаете о семейном бюджете, поучитесь распределять его правильно. Ведь в будущем каждый из вас будет иметь свою семью и очень важно уметь распределять правильно бюджет семьи.
4. Сообщение теоретических сведений
4.1. Беседа: «семейный бюджет».
- Так что же такое семейный бюджет? Как вы понимаете это выражение?
Семейный бюджет – это доходы и расходы одной семьи за определённый период времени (месяц или год). (Слайд 3)
Бюджет – в переводе с английского обозначает «денежная сумка».
Бюджетом можно назвать денежным планом семьи.
Запись в тетрадь: семейный бюджет.
4.2. Беседа: «доходы».
- Любая семья имеет доходы.
- Что же такое доход семьи и с чего он складывается?
- Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату)
Зарплата – это деньги, получаемые за работу. (Слайд 4)
Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день.
- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию). Словарная работа. (Слайд 5)
- Кому ещё в нашем государстве платят пенсию? (Инвалидам) (Слайд 5)
- Детям платят детское пособие. (Слайд 6)
- Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает: Что? (Стипендию) - Словарная работа. (Слайд 7)
- Что еще может приносить доход семье? ( Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от приусадебного хозяйства и др.) (Слайд 8)
(Доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи.) Запись в тетрадь.
ФИЗМИНУТКА
4.3. Работа по карточкам (устно)
- Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи за месяц, если известно, что:
(уменьшились или увеличились доходы семьи)
- В этом месяце дочь за не очень хорошую учебу не получила стипендию. Доходы семьи увеличились или уменьшились? (Уменьшились). На сколько?
- Папа хорошо работал и получил 5000 рублей премии. Что такое премия? (Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе). Каким сейчас стал семейный бюджет?
- Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но нам предстоит выяснить : куда тратится семейный бюджет.
4.4. Беседа: «расходы»
Расходы – это деньги, которые семья тратит на покупки. (Слайд 9)
-Расходов в семье много, и их никак не избежать.
4.5. Работа в группах (устно)
- Давайте проведем такой опыт. Представьте, что вы должны распределить свои расходы. Обсудите в парах, на что в семье необходимо потратить деньги в первую очередь? (Обсуждение детей).
-Итак, основные статьи расходов семейного бюджета делятся на : обязательные и текущие. (Слайд 10)
-Как вы думаете, какие у семьи обязательные ежемесячные расходы?
(Расходы на питание, коммунальные услуги)
- Какие текущие расходы?
(одежда и обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные расходы, крупные покупки, хозяйственные товары и т. д.) (Слайд 11)
5. Закрепление пройденного материала
5.1. (Работа с карточками)
-Подсчитайте доходы и расходы семьи. Какой бюджет получился?
- Подумайте и ответьте, какой, по-вашему, бюджет лучше :
а) где доходы больше расходов, Д>Р
б) где доходы = расходам, Д=Р
в) где доходы меньше расходов, Д<Р и почему?
-Какой бюджет лучше?
- Как можно сократить расходы семьи? На чем же мы можем сэкономить?
-на транспорте – если пользоваться проездным
-на коммунальных услугах – экономия электричества и воды
-на продуктах – на сладостях; если есть приусадебный участок
-на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы
5.2. Пословицы (читают и отвечают дети)
-Как вы понимаете:
Сорить деньгами
Копейка рубль бережёт. (Из сэкономленных копеек складываются рубли).
Жить по средствам.
-Жадный и экономный – это одно и то же или нет?
-А могут ли быть непредвиденные расходы? Какие?
5.3. Беседа
- Кто на ваш взгляд более богат?
а) Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в городе и получающий свою скромную пенсию? (Когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность.)
б) Тот, кто имеет достаточно денег, но ничего не может купить, так как на прилавках магазина пусто, или тот, у кого в карманах пусто, а прилавки магазинов ломятся от товаров? (Оба персонажа одинаково бедны).
5.4. Тест (если есть время)
-Выражения «сорить деньгами», «бросать деньги на ветер». Когда так говорят? (Когда человек покупает всё не нужное, не глядя на цену).
-Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие семейного бюджета, предлагаю вам выполнить еще одно задание – тест. (Слайд 13)
1) Из чего складывается бюджет :
а) из заработной платы, пенсии и стипендии
б) из доходов и расходов
в) из денег
2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это :
а) расходы
б) проценты
в) доходы
3) Как называются деньги, которые получают пожилые люди?
а) баранки
б) пенсия
в) стипендия
4) Деньги, которые тратятся из бюджета это :
а) доходы
б) расходы
в) прибыль
5) Лучшим считается бюджет, в котором:
а) доходы больше расходов
б) доходы равны расходам
в) доходы меньше расходов
6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:
а) доходов
б) расходов
6. Итог урока
- Вы хорошо сегодня потрудились. Молодцы! А теперь давайте подсчитаем ваши успехи. Кто сколько денег получил за работу на уроке?
-Вы своим трудом, т. е. своими знаниями и умениями заработали деньги, которые превращаются в оценки.
-Чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно … трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда».
-Важно, чтобы в управлении бюджетом принимали участие все члены семьи. Это объединяет семью. Расходы семейного бюджета не должны превышать доходы. Живите по средствам!