Бабурина Татьяна
Конспект занятия по познавательному развитию «Вот ты, солнышко, какое!».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных представлений о Солнце, его значении в жизни человека, животных, растений.
Задачи
Образовательные:
- дать детям элементарные представления о Солнце, его значении в жизни человека, животных, растений; о том, как человек использует энергию Солнца;
- формировать представления детей о взаимодействии живой и неживой природы;
- формировать представления о том, что утро, день, вечер и ночь составляют сутки;
- повышать речевую активность детей, пополнять и активизировать словарный запас, совершенствовать звукопроизношение.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Вот ты, солнышко, какое!“,» размещена в разделах
-развивать мыслительную активность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развивать умение действовать в команде, умение договариваться, помогать друг другу.
- развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества, активности, самостоятельности;
- воспитывать осознанное отношение к своему здоровью;
- воспитывать умение видеть прекрасное в природе.
Оборудование: видеоролик «Восход - закат», телевизор, горошина, баскетбольный мяч, магнитная доска, картинки (солнечные батареи, солнечные часы, парник, теплица, дачный фонарь и др., глобус, настольная лампа, бумажный человечек, картинки с изображением объектов живой и неживой природы, контейнеры с посадками лука и овса, пророщенными в разных условиях (на свету и в темноте); разрезные картинки с изображением частей суток, «волшебная палочка», воздушные шарики желтого цвета, клей, заготовки из цветной бумаги («глазки», «улыбка»).
Ход:
(начинается показ видеоролика «Восход – закат солнца», воспитатель приглашает детей посмотреть видео)
Воспитатель: Ребята, вам понравился фильм? О чем он? Что такое Солнце? Какое оно? Какая самая близкая к Земле звезда? Как вы думаете, далеко ли до Солнца? Мы видим его на небе небольшим светящимся кругом. Большое ли Солнце? Представьте, что горошина – это наша Земля, а мяч – Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли. И сейчас я предлагаю вам отправиться в гости к солнышку и узнать о нем много нового и интересного, вы согласны? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям подойти к столу для проведения эксперимента с глобусом и настольной лампой
Воспитатель: Целый день Солнце освещает и обогревает землю, а к вечеру, описав на небосводе дугу, спускается всё ниже и наконец, скрывается из виду. Небо темнеет, появляются звёзды - наступает ночь. А вы задумывались, где ночует Солнце? Куда оно прячется ночью? (Дети высказывают свои предположения). Вы высказали много предположений, и чтобы узнать, какое из них верное, мы немного поэкспериментируем. Для этого нам понадобится обычная настольная лампа – это Солнце и глобус – модель нашей планеты Земля. (Рассмотреть глобус). Давайте найдем на глобусе место, где мы с вами живем и поселим туда вот этого «человечка». Планета Земля вращается не только вокруг Солнца по своей орбите, она постоянно вращается вокруг своей оси. (Моделируем соответствующую ситуацию) Земля вращается и вместе с ней всё, что на ней находится – горы, моря, города. Мы с вами тоже вращаемся, правда сами этого не замечаем. Во время вращения Земля проходит через солнечные лучи, а затем через тёмное пространство. Наш «человечек» оказывается то на свету, то в темноте.
- Сейчас у нашего человечка день или ночь? (Ответы детей)
На ту часть Земли, которую освещает Солнце приходит день, а на противоположную ночь. Так куда прячется Солнце? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям пройти и встать в круг на ковре.
Пальчиковая игра «Утро»
Утро настало, (дети скрещивают ладони с растопыренными пальчиками)
Солнышко встало. (поднимают руки)
Эй, братец Федя, буди соседей (пальцы сжаты в кулак, вращаем большим пальцем)
Вставай, большак, (трясем большой палец левой руки правой рукой)
Вставай, указка, (трясем указательный палец левой руки правой рукой)
Вставай, середка, (трясем средний палец левой руки правой рукой)
Вставай, сиротка, (трясем безымянный палец левой руки правой рукой)
И ты, крошка - Митрошка, (трясем мизинец левой руки правой рукой)
Привет, ладошка, (хлопнуть в ладоши)
Все потянулись и проснулись. (потянуться вверх и пошевелить пальчиками обеих рук)
Воспитатель предлагает детям сесть на ковер в круг.
Воспитатель: Дети, вы знаете, что такое сутки? (Ответы детей)
Есть такая пословица «День и ночь - сутки прочь». Какие еще части суток не названы в этой пословице? Назовите части суток по порядку. Когда солнышко светит ярче всего? (Ответы детей)
Игра «Волшебная палочка»
Дети передают палочку по кругу из рук в руки, глядя друг другу в глаза, и при этом называют слова-признаки и слова-действия к слову «солнце».
Воспитатель: в природе все начинается с солнышка. Кому нужно солнце? (Ответы детей) Что дает солнце? Мы недавно сажали с вами лук и овес. Как вы думаете, отличаются растения, которые стояли на подоконнике от тех, которые были в шкафу? (Ответы детей) Давайте посмотрим на наши посадки. Сравним лук и овес с подоконника и растения из шкафа. Вы можете определить, какие растения стояли на подоконнике, а какие были в шкафу? Что с ним произошло? (Ответы детей) Тот лук, который стоял на солнышке, пророс и дал перышки, перышки зелёного цвета, толстенькие, а тот, что мы поставили в шкаф, где нет света, ещё только начинает прорастать и перья желтого цвета. Почему такая разница? (Ответы детей) Правильно, потому что одни растения стояли на свету, а другие в темноте. Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет. Ребята, все растения очень любят свет и всегда к нему тянутся.
- А кому еще нужен солнечный свет и тепло? (Животным)
- А мы сможем прожить без света и солнечного тепла? Что с нами произойдет? (Станет холодно, можем замерзнуть и заболеть, будет всегда темно и ничего не видно)
- Можно ли сказать, что солнце бывает, как добрым, так и злым? Почему? (Доброе – греет, светит, помогает всему расти, помогает укрепить здоровье, летом можно загорать, купаться, образуется в организме витамин D. Злое – жарко, можно получить ожог кожи, тепловой удар, плодородную землю может превратить в пустыню, может стать источником лесных пожаров. Если смотреть на солнце без солнцезащитных очков, можно испортить зрение).
- Какой вывод можно сделать? Солнце полезно или вредно? (Полезно, когда в меру)
Давайте повторим правила, которые нужно соблюдать, бывая под жарким солнцем.
o Нельзя загорать с утра до вечера.
o Нельзя смотреть на солнце без солнцезащитных очков.
o Надо чередовать пребывание под солнцем и в тени.
o В жаркий день лучше надевать светлую одежду.
Воспитатель предлагает детям разделиться на компании с помощью разрезных карточек, выбрать капитанов. Команды получают комплект картинок с изображением объектов живой природы и предметов, созданных руками человека. Детям предлагается выбрать те объекты, которые нуждаются в солнечном тепле и свете и объяснить свой выбор.
Воспитатель: В древние времена люди с огромной любовью и уважением относились к Солнцу. В его честь устраивали праздники, слагали песни, возводили великолепные храмы, сочиняли стихи, загадки, поговорки.
Давным-давно, когда еще не было никаких часов, люди определяли время по солнцу. Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Так появились солнечные часы.
Солнце помогает вырастить хороший урожай в теплицах и парниках. Кто был на даче у бабушки и видел теплицу? Также на даче с помощью солнечного тепла нагревают воду для летнего душа. (Показ картинок)
Как вы думаете, можно ли поймать солнечный лучик? Чтобы использовать тепло и свет, которые дарит нам Солнце, люди придумали солнечные батареи. С их помощью можно нагревать воду, отапливать жилые дома, получать электричество.
Этот необычный самолет работает исключительно за счет солнечной энергии.
Вот такой дачный фонарь сам заряжается от солнечных батарей.
Все космические станции оснащаются огромными солнечными батареями.
(Показ картинок)
Воспитатель: верно ли, что в солнечную погоду гораздо реже бывает плохое настроение? Вспомните мультфильм про Смешариков, почему у Бараша испортилось настроение? Давайте мы порадуем друг друга и подарим своему другу маленькое солнышко, а вместе с ним хорошее настроение и тепло. (Дети делятся на пары, воспитатель раздает желтые воздушные шарики, предлагает сделать веселое солнышко - наклеить на шарики улыбку и глазки- и подарить своему другу).
Рефлексия
- Ребята, о чем мы сегодня говорили?
- Возможна ли жизнь на земле без солнца?
- Что солнышко дает?
- Как можно защитить себя от жарких солнечных лучей?
- Удалось ли вам договориться в командах?
- Дружно ли вы работали?
- Были ли у вас какие-то трудности при выполнении заданий?