Светлана Карпова
«Воздух и его свойства». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - Детский сад №172 г. Владивостока»
Конспект по познавательному развитию в старшей группе
«Воздух и его свойства»
Составитель: Воспитатель
Карпова С. В.
г. Владивосток 2024 год
«Воздух и его свойства»
Цель: познакомить со свойствами воздуха через познавательно-исследовательскую, экспериментальную, игровую деятельность.
Программные задачи:
Образовательные:
- дать детям представление о воздухе и его свойствах;
- познакомить с профессией исследователь, раскрыть понятие «лаборатория»;
- уточнить и активизировать словарь детей по теме «Воздух»;
- закрепить правила безопасного поведения при проведении опыта.
Развивающие:
- развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию;
- развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность посредством экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
- вызывать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой;
- воспитывать желание познавать окружающий мир;
- воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.
Методика проведения
Организационный момент.
Выход на участок
2. Организационный момент (встают в большой круг)
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся.
Игра на общение.
Станем рядышком, друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает?
Дети: Дома, деревья, птицы, животные.
Воспитатель: Правильно!
Постановка проблемной ситуации.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем что-то очень интересное. У нас новое задание от Лесовичка, оно вот в этом пакете. Вы хотите узнать, что у него внутри? (открыть пакет, он пуст)
Дети: Пакет пуст, в нем ничего нет.
Воспитатель: Я с вами не согласна, он не пуст в нем что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку, которую загадал нам Лесовичок:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Ход экспериментирования:
Воспитатель: Правильно, это воздух!
Воспитатель: А что такое воздух? (Это ветер) Кто знает, где воздух? (Так вот ребята воздух находится вокруг нас).
Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух действительно есть.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что человек без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.
Эксперимент 1
«ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»
Воспитатель: Давайте вдохнём побольше воздуха, зажмём нос рукой и «нырнём», а как только воздух закончится, то «вынырнем»
Вывод: человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы детей)
Эксперимент 2
«ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Возьмите целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какого он цвета? (Бесцветный).
Вывод: воздух бесцветный.
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? (Острой палочкой проколоть мешочек. Поднести его к лицу и нажать на него руками.) Что вы чувствуете? (Воздух выходит).
Вывод: воздух можно почувствовать.
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей)
Эксперимент 3
«УВИДИМ ВОЗДУХ»
Воспитатель. Нужно взять трубочку, опустить один конец в емкость с водой, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуть в трубочку сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
Воспитатель: Что я выдыхала в трубочку (Воздух). Значит, он есть внутри вас? Но как он к вам попадает? (Через нос).
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как мы дышим. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А вот, когда вы гуляете в холодную погоду на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как?
Дети. Идёт пар.
Эксперимент 4
«УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети с закрытыми глазами определяют по запаху продукт: в пакете лежит лук, лимон, укроп и др. продукты). Вы замечательно справились.
Вывод: Воздух переносит запахи
Воспитатель: А сейчас у нас минутка для отдыха. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть.
Игра малой подвижности «ПОЙМАЙ МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ»
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент 5
«СЛЫШИМ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Индивидуальная работа. Подуй в трубу (два человека, две разные по звучанию трубы) Что вы слышите? (Звук). С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха). Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.)
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Ребята посмотрите на нашей площадке разбросаны ветки, помогите найти, кто это делает. Этот проказник оставил загадку о себе.
Я бескрылый, а летаю.
Безголосый, а свищу.
Груши с веток обрываю -
Так порою я сердит.
Только что я был везде,
Миг - и нет меня нигде!
(Ветер)
Воспитатель: Есть ли сегодня ветер. Как вы узнали? (ответы детей). Ветер сильный или слабый?
Эксперимент 6
«ЕСТЬ ЛИ ВЕТЕР И В КАКУЮ СТОРОНУ ДУЕТ»
Понадобятся вертушки, ленточки, флажки.
Вывод: с помощью предметов мы можем определить направление ветра.
Что такое ветер, ВЕТЕР – это свободное перемещение воздуха.
- У меня есть волшебная палочка -превращалочка. Она может превратить вас в кого угодна. Встаньте свободно:
Чики - чики - превращалочка,
Вокруг себя повернитесь
И в деревья превратитесь!
Воспитатель. Ваши ноги – это корни.
Ваше туловище – ствол.
Ваши руки – это ветви.
Ваши пальцы – это листья.
Имитационная игра «Дерево».
Воспитатель. Подул лёгкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.) Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.) Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнёт стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, накланяются из стороны в сторону.) Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.)
Воспитатель. Где моя волшебная палочка- превращалочка
Чики - чики - превращалочка
Вокруг себя повернитесь
И в детей обратно превратитесь
Подведение итогов.
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей).
Воспитатель предлагает сказать одним предложением, выбирая начало фразы:
сегодня я узнал…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую сам…
Лесовичок нам оставил сюрприз. Пакет с воздушными шариками.