Тома Плешакова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с применением технологии ТРИЗ
▼ Скачать
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с применением технологии ТРИЗ
Цель: Развитие познавательной активности, внимания, памяти, креативного мышления, творческих возможностей.
Задачи:
- Закрепить знания о планетах солнечной системы.
- Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Закреплять умение отвечать на вопросы.
- Закреплять умение образовывать слова-антонимы
- Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, патриотизма.
- Развивать умения принимать участие в совместном обсуждении, искать и находить ответ.
- Развивать логическое мышление, воображение, сообразительность у детей.
Материал:
- иллюстративный материал по теме «Космос»;
- энциклопедии, познавательная литература о космосе;
- на коврографе изображена модель планет Солнечной системы;
- конверты с заданиями, карточки планет;
- аудиозапись
Ход НОД:
Приветствие.
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья! Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх
Воспитатель: Ребята, сегодня такое чудесный день, скажите, пожалуйста, какой праздник мы отмечали 12 апреля?
Дети: День космонавтики.
Воспитатель: Правильно, ребята. А кто такие космонавты?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Правильно, космонавты – это те люди, которые летают в космос.
Ребята, я сегодня утром в новостях услышала такое сообщение (аудиозапись: «Срочная новость! Срочная новость! В нашей солнечной системе исчезли планеты Юпитер и Сатурн. Ученые не могут понять, как это произошло, теряются в догадках и просят помощи»).
Скажите ребята, мы можем им помочь? Чем мы можем им помочь?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Что нам для этого нужно?
Дети: отправиться в космос.
Воспитатель: Хорошо. А что бы нам не сбиться с пути мы возьмем с собой карту солнечной системы.
Вот посмотрите и на карте тоже куда-то пропали планеты Юпитера и Сатурна. А как вы думаете, на чем можно подняться вверх над землей?
Дети: Реальные: - самолет, ракета, дельтаплан, воздушный шар.
Сказочные: - ковер – самолет, птица, ядро, воздушный змей, дракон и т. д. Воспитатель: Хорошо. Давайте выберем тр. средство, на котором полетим мы.
Дети: На ракете.
Воспитатель: Всем экипажам занять места в ракете. Все готовы к полету?
Дети: Да!
Воспитатель: Объявляется минутная готовность, до старта 10 секунд. К запуску ракеты приготовиться! Начать обратный отсчет. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 (Дети хором считают от 10 до 1).
Дети: Поехали!
Воспитатель: ребята давайте рассмотрим карту Солнечной системы. А что представляет собой Солнечная система?
Дети: ответы детей. (В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг него движутся восемь планет, в том числе наша Земля. Все они разные по составу, величине, каждая движется по своему пути на разном расстоянии от Солнца.)
Воспитатель: Путь по которому движется планета – называется орбита.
Ребята, внимание, мы приближаемся к первой планете Солнечной системы. Кто знает название?
Дети: Меркурий
Воспитатель: Правильно ребята. Что вы про него можете рассказать?
Дети: Первая планета, потому что ближайшая к Солнцу. Меркурий самая маленькая планета - здесь очень жарко днем и невероятно холодно ночью.
Воспитатель: Молодцы ребята. Какая следующая планета?
Дети: Венера
Воспитатель: Правильно. Что вы скажите про Венеру?
Дети: Венера похожа на Землю. Она окружена облаками, но «воздух» этой планеты не пригоден для дыхания. Эта самая жаркая планета.
Воспитатель: Молодцы ребята. А мы подлетаем к тому месту где должен находиться Юпитер. А прежде чем мы начнем искать где планета, расскажите, что вы знаете про эту планету.
Дети: Юпитер – самая большая планета в Солнечной системе. Вокруг него вращаются 67 спутников.
Воспитатель: Все верно. А теперь посмотрите в иллюминатор. Что вы видите?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: что будем делать? Как найдем планету? Какие есть идеи?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Давайте подадим запрос нашим ученым, вдруг у них появились идеи. Но для того, чтобы запрос, нам надо его сформировать. А для этого надо внимательно все осмотреть и все четко описать.
Игра «Скажи по-другому» (подбор антонимов)
Меркурий – маленькая планета, а Юпитер — …
Земля – это планета, а Солнце -…
Уран далеко от Солнца, а Меркурий — …
Венера – это планета, а Луна — …
Солнце – горячее, а Нептун -…
Нептун – последняя от Солнца планета, а Меркурий — …
Воспитатель: Мы справились, у нас получилось сформировать и отправить сообщение ученым. Ребята, ученые прислали ответ. (аудио запись сообщения: «Чтобы не попасть в черную дыру, Юпитер каким-то образом уменьшился и затерялся среди своих спутников. Ваша задача ее отыскать.»)
Игра «Космический лабиринт»
На столе выложен лабиринт из конструктора в центре спрятана карточка планеты.
В лабиринте препятствия, которые можно пройти при отгадывании загадок.
Чтобы глаз вооружить,
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный…. (телескоп)
Телескопам сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя…. (астроном)
Астроном – он звездочет
Знает все наперечёт!
Только лучше звезд видна
В небе полная…. (Луна)
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая…. (ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски «астронавт»,
А по-русски…. (космонавт)
Воспитатель: А вот и наша пропажа. Молодцы. Давайте ее прикрепим к нашей карте и Юпитер вернется на свое место.
Занимаем места в ракете и полетим к следующей цели. А пока летим отгадайте загадку.
Это красная планета,
По соседству с нами.
И зимой и даже летом
Мерзнет подо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри…
Дети: Марс.
Воспитатель: Правильно. А что вы знаете про Марс?
Дети: Поверхность Марса имеет красноватый оттенок, поэтому его называют «красной планетой».
Воспитатель: Все правильно. Посмотрите ребята, мы прилетели к месту где должен быть Сатурн. Кто мне скажет, что это за планета?
Дети: Сатурн окружают много колец, состоящих из маленьких и больших кусков льда.
Воспитатель: Все верно. Но посмотрите в иллюминатор. Что вы там видите?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Куда же делся Сатурн? Какие есть предложения?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Все-таки черная дыра поглотила планету. Что будем делать?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Давайте спросим у наших ученых. А для этого надо им отправить сообщение. А чтобы получить ответ ученых надо подробно описать, что тут произошло.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Предполагаемые наборы картинок (слов):
1. Ракета, спутник, лодка, луноход
2. Солнце, Юпитер, Венера, Земля
3. Комета, метеорит, звезда, глобус
4. Кислород, скафандр, обувь и перчатки, шлем
Воспитатель: Ребята нам пришел ответ от ученых. (аудио запись сообщения: Что бы вернуть планету, вам надо сделать так чтобы у черной дыры ослабло притяжение, тогда Сатурн сможет вернуться.)
Игра «Сравнение со словом «как»
Под пазлом «черной дыры» спрятана картинка планеты «Сатурн». Ребята берут одну деталь пазла и сравнивают черную дыру с чем-то.
Например: Черная дыра большая как Солнце
Черная дыра черная как ночь
Черная дыра круглая как планета
Черная дыра засасывает как пылесос
Воспитатель: а вот и наш Сатурн. Давайте его прикрепим к нашей карте.
Молодцы ребята, мы вернули планеты. Теперь можно отправляться домой.
А пока летим домой, расскажите про какие планеты мы с вами еще не говорили?
Дети: Уран, Нептун, Земля.
Воспитатель: Что вы знаете про Уран?
Дети: Уран, как и Нептун, не виден невооруженным глазом. Эта зелено-голубая планета имеет тонкие кольца.
Воспитатель: а что вы знаете про Нептун?
Дети: Нептун – планета синего цвета. На нем бывают очень сильные «штормы».
Воспитатель: а что вы знаете про Землю?
Дети: Земля – это наша планета. И это единственная планета Солнечной системы, на которой возможна жизнь!
Воспитатель: Ребята, а кто знает, что такое атмосфера? Для чего она нужна?
Дети: ответы детей. (Это воздух, которым мы дышим. Она защищает нас от лучей Солнца).
Воспитатель: Планета Земля – огромный шар, который постоянно находится в движении. Почему же мы с вами, предметы, которые нас окружают, машины, дома не падают с планеты в космос?
Дети: ответы детей. (Наша планета как магнит притягивает к себе все, что на ней находится. Действует земное притяжение.)
Воспитатель: Ребята, как называется макет Земли, уменьшенный во много раз?
Дети: глобус.
Воспитатель: Ребята, а что означают цвета (синий, зеленый, белый) на глобусе?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, наша планета не одинока, у нее есть в космосе друг. Отгадайте загадку и узнаете, как зовут этого друга.
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без …Луны! (На доске изображение Луны.)
Ребята, посмотрите в иллюминатор. Перед нами Луна – естественный спутник планеты Земля. Земля притягивает к себе Луну и не дает ей удалиться, поэтому она всегда рядом с Землёй. Луна вращается вокруг Земли, имеет форму шара, но по размеру намного меньше нашей планеты. На Луне есть песчаные пустыни, горы, кратеры. Вот только жизни там нет.
Ребята, а нас с вами можно назвать друзьями Земли? Что необходимо делать, чтоб стать другом Земли? Что наносит вред нашей родной планете?
Игра «От чего планета радуется и грустит?» (игра на липучках: две картинки грустной и веселой планеты; карточки различных изображений и действий людей)
Воспитатель: Молодцы ребята. Ой смотрите нам сообщение от ученых. (аудиозапись: «Спасибо Вам за помощь. Планеты вернулись на свои орбиты. Но появилась новая беда. Она угрожает нашей родной планете – Земле. Беда состоит в том, что на Землю летит большая комета и при столкновении с Землей произойдет взрыв и от нашей планеты ничего не останется. Погибнет все живое. Вам надо или остановить комету или изменить ее движение. Спешите. Времени осталось немного»)
Воспитатель: Ребята что же мы будем делать? Как спасем планету?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: у нас в коробочке лежат части черной дыры, давайте мы ее восстановим. Она поглотит в себя комету. И они друг друга уничтожат и наша планета будет спасена.
Игра «Скажи наоборот»
В солнечный день очень светло, а в космосе… (темно).
Летом на солнце очень жарко, а в космосе … (холодно).
На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе … (медленно).
На Земле работать легко, а в космосе … (тяжело).
Воспитатель: Ребята у нас все получилось. Земля спасена, черная дыра и комета нам больше не угрожают. Теперь можно возвращаться домой.
А чтобы вы не скучали, ответьте. Чем мы сегодня занимались?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Вам интересно было?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Что вам запомнилось больше всего?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А вот и наша планета Земля. Мы рады вернуться домой. Только дружба, смекалка, находчивость помогли нам справиться с заданиями и вернуть планеты Солнечной системы на свои орбиты. Я благодарю вас за занятие и дарю вам космические раскраски. Из них потом можно будет сделать выставку работ «Мы рисуем космос».