Матвеева Татьяна
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Русские обычаи, традиции и народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
«Русские обычаи, традиции и народное творчество».
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Русские обычаи, традиции и народное творчество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Русские народные традиции и обычаи
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме. Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус. Воспитывать любви к своей Родине на основе приобщения детей к культуре и традициям русского народа.
Ход.
I. Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках полукругом. Дети, сегодня мы вспомним наших прабабушек и прадедушек, когда они были такими же маленькими как вы сейчас. Жили они очень-очень давно. Они также как вы любили наряжаться, но одежда у них была немного другая. В былые времена одежда не только грела, но и говорила о происхождении человека (беден или богат).
II. Объяснение выполнения задания.
Естественно, что царские и боярские уборы отличались от крестьянских. Крестьяне шили одежду из простых тканей – льна, шерсти. А вельможи украшали её драгоценными камнями, бисером, вышивали золотом и серебром. Боярский костюм мог весить 15-20 кг.
На Руси основной одеждой для женщин был сарафан и сорочка с вышивкой. Сверху одевали душегрею. Часто сорочки шили с очень длинными рукавами и носили их, подтянув в легкую складочку. Если рукава опускали, то сделать какую, либо работу было не возможно. Отсюда выражение – делать спустя рукава. Сарафаны могли быть разного цвета: красные, синие, коричневые. В то время для тканей использовали натуральные красители. Например: жёлтый цвет давали – берёза, орешник; зеленый крапива; красный – зверобой.
В былые времена вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Считалось, что она отводит всякую беду и приносит здоровье, удачу и богатство.
Девушки могли ходить с открытой головой. А замужние женщины обязательно надевали кокошник или платок. Состоятельные женщины расшивали кокошники жемчугом и золотой нитью.
На Руси обычно только жена смогла шить одежду мужу. Так оберегали счастье и любовь в своём доме. Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки и нешироких штанов – портков. Рубаху подвязывали длинным поясом – кушаком.
Дети до семи лет, мальчики и девочки носили одинаковую одежду – длинные рубахи с поясом, сшитую из одежды родителей. Считали, что это защитит ребёнка от несчастий. Девочкам только после 12 лет разрешали носить не дорогие украшения – бусы и серьги из сухих ягод или косточек плодов и цветные ленточки.
Русский народный костюм это яркое, красочное зрелище. Это часть нашей культуры.
А ещё наши прабабушки и прадедушки очень любили природу, солнышко, ветер, животных, деревья, и т. д. и сочиняли об этом сказки, присказки, заклички, пословицы, поговорки, песенки, потешки. Дети, а кто знает, что такое потешка? (красивое, ласковое, весёлое, потешное стихотворение).
Послушайте потешки.
1. Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- Что вы, ручки, работали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели
-Все пенечки оглядели.
Вот и Ванюшка с грибком.
С подосиновичком!
2. Петушок, петушок,
Золотой грбешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь?
III. Физкультминутка. Игра «Капустка»
А ещё наши прабабушки и прадедушки любили водить хороводы и играть в народные игры, например, такую игра «Капустка»
Все берутся за руки, начинают петь песню:
Ах, капустка, рассадка моя,
только милому досадка одна.
Ах, капустка, легко стелется –
двое ходят – третий сердится.
Ах, капустка, золотой корешок,
а мой милый – золотой женишок!
Со словами: Вейся, вейся, завивайся круг в одном месте (возле ведущего) разрывается и все начинают, как спираль закручиваться вокруг одного из концов (где нет ведущего).
Затем со словами: Вейся, вейся, развивайся ведущий начинает быстро раскручивать спираль.
А сейчас пройдём на стульчики, я вам расскажу что-то интересное.
IV. Продолжение беседы
Когда ваши прабабушки и прадедушки были маленькими, то, так же как и вы очень любили играть, но таких игрушек как у вас, раньше не было. Давайте подумаем, в какие игрушки раньше играли? Игрушки сделанные из ваты, деревянные игрушки, глиняные. Это петушки, свистульки, куколки, лошадки. Ещё мастерили игрушки из соломы, ниток. Перевязывали красной ниткой и наряжали в платочки юбочки и фартуки. Игрушки делали из ткани, лоскутков, сворачивали или скручивали их, перевязывали красной ниткой, глазки рисовали угольком. Играли с такой куколкой, заворачивали, качали и пели песенки. Давайте вместе споём колыбельную для нашей куколки.
(Дети поют колыбельную).
Баю-бай,котенок мой
Спи, усни, ребенок мой.
Вот тебе под спинку -
Мягкую перинку
Сверху на перинку-чистую простынку.
Вот тебе под ушки -белые подушки,
Одеяльце на пуху и платочек наверху.
Баю-бай,котенок мой,
Спи-усни,ребенок мой!
(Дети поют колыбельную «Баю-баюшки-баю)
V. Рефлексия.
- Молодцы. Я очень рада, что вы знаете песенки, которые пели наши прабабушки и прадедушки, и если вы, когда вырастите, будете петь их своим детям, то русское народное творчество будет жить ещё долго.
- Что мы сегодня на занятии делали? (Ответы детей).