Петрухина Ирина
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
на тему «Осень»
Подготовила :Петрухина Ирина Анатольевна (воспитатель высшей категории)
МАДОУ Детский сад №27 "Надежда",г. Октябрьский,Республика Башкортостан
Цель: формирование целостной картины мира.
Познавательное развитие
• закрепить у детей знания по теме «осень»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Средняя группа
- Темочки
• расширять представление детей о лесе и о его обитателях (группах животных леса и птиц, домашних животных и деревьях)
• о различных средах обитания животных и птиц, о приспособленности их к сезонам;
• побуждать устанавливать простейшие причинно-следственные изменения в природе;
• развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;
Социально-коммуникативное развитие
• воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательные отношения к миру природы;
• по средствам художественного слова закрепить правила поведения в лесу;
Речевое развитие
• учить отвечать и обосновывать свои ответы, активизировать речевую деятельность;
• развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;
• развивать умение слушать друг друга.
• побуждать детей вступать в диалогическую речь, правильно использовать предлоги (на; около; под).
Художественно-эстетическое развитие :
• Развивать чувство прекрасного через осенний пейзаж, способность передать это посредством раскрашивания осенних листочков
Физическое развитие :
• развивать двигательные умения детей.
Предварительная работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью на прогулочном участке. Беседы о характерных признаках осени, о деревьях, о диких и домашних животных, о перелетных и зимующих птицах. Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением осенних деревьев, диких и домашних животных, перелетных и зимующих птиц. Чтение художественной литературы. Отгадывание загадок. Заучивание стихотворений, песен.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Материал: репродукции картин с осенним пейзажем для оформления группы; листочки с разных деревьев, макеты деревьев; медальоны перелетных и зимующих птиц, солнце, снежинка; игрушки домашних и диких животных, елочка, домик; иллюстрации правил поведения в лесу, запись голосов птиц.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Здравствуйте, дорогие гости!
(Стук в дверь, влетает сорока)
Я сорока-белобока,
Прилетела издалёка,
Весть из леса принесла.
Сказано мне строго было,
Чтоб ничего не позабыла.
Вам сюрприз оставила,
А сюрприз тот в сундучке,
Ключик на тесёмочке.
Только где лежит – забыла:
В шкафу или на полочке.
Воспитатель: Ребята, сорока очень быстро все рассказала. Вы поняли, о чем она протараторила? … А как же мы найдём сюрприз?. Где находится ключик и сундучок?
Сорока: Вспомнила: было сказано вам передать,что бы вы шли вот по той тропинке и ни куда не сворачивали.
Воспитатель: Ой, ребята! Как интересно! Что, поможем сороке отыскать сундучок? Вы хотите отправиться в путешествие? Тогда в путь!
Я предлагаю отправиться в путешествие пешком.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Звучит музыка и фон птичьих голосов.
(Фон на протяжении всего занятия)
Просмотр презентации.
Воспитатель: Смотрите, ребята, куда мы с вами попали?
(Ответы детей)
А в какой лес? (Осенний)
Если дети не отвечают, задать наводящий вопрос.
А сейчас какое время года?
Что происходит с листочками осенью?
А с травкой?
Какое становится небо?
А как мы одеваемся?
Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Я буду задавать вам вопросы, если ответ «да», то вы хлопаете, а если «нет», то топаете.
Тучки солнце закрывают?
Туманы осенью бывают?
А птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Зверьки норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птицы улетают?
Льют дожди?
Солнце светит ярко?
Можно детям загорать?
Вы чувствуете, как свеж и чист лесной воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи. А что вы слышите в осеннем лесу?
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
1 задание: (Звучат голоса птиц)
А еще скажите мне -
Знаете вы птиц?
Как у них сейчас дела -
Воробьёв, синиц?
Посмотрите, сколько много птиц. Перечислите птиц, которых вы видите.
Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру. Смотрите: здесь солнышко и снежинка. Как вы думаете с чем это связано?
(Ответы детей)
Какие птички полетят в теплые края, а какие останутся зимовать?
А почему птицы улетают от нас на юг?
(Ответы детей)
А птицы которые не улетают, они чем питаются? А как мы можем им помочь зимой?
(Ответы детей)
Идем дальше?
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Вот мы и добрались до полянки. Посмотрите, как здесь красиво: птички поют, веселое солнышко, деревья кругом.
Смотрите: все тропинки усыпаны листьями. Давайте их соберем.
2 задание:
«Убрать листья с тропинки»
сначала надо назвать - с какого дерева этот лист, и как он называется. (С берёзы – берёзовый лист, с дуба – дубовый, с клёна – кленовый). Дети располагают листья на макетах деревьев.
Молодцы! Справились с заданием.
Я предлагаю вам отдохнуть на этой полянке. Ой, смотрите, нам кто-то оставил записку. Слушайте внимательно, что в ней написано.
Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.
Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.
Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,
Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.
Ребята, правильно это? Объясните, пожалуйста, как надо правильно вести себя в лесу.
(Ответы детей)
Правила
1. Наблюдать за птичьими гнездами – можно, а вот трогать и подходить к ним – нельзя.
2. Наблюдать за муравейником – можно, вот разрушать его – нельзя.
3. В лесу старайся ходить по тропинке, не шуметь.
4. Не лови насекомых, не ломай ветки кустарников и деревьев, не рви цветов. Пусть красивое остается в природе.
5. Не разжигай костры. От огня погибают многие растения и насекомые.
6. Не лови и не уноси домой птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Воспитатель: а мы с вами отправляемся дольше, на поиски сундучка.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Вот еще одна полянка.
3 задание: Смотрите! Кто это? Но что же это с ними? Все животные заблудились. Давайте им поможем найти то место, где они проживают
(Дети выполняют задание).
Проверьте, правильно ли мы выполнили задание. Как можно назвать животных, которых вы поселили рядом с жильем человека? А тех, что у елочки? Правильно! Молодцы!
Много разных зверей
В лесу обитает.
Как детёнышей их звать?
Кто точно знает?
Словесная игра «Закончи предложение»
У волчицы родились (волчата)
У медведицы косолапые….(медвежата)
У белки прыгают ….(бельчата)
У лисицы хитрые…. (лисята)
У ежихи родились….(ежата)
У лосихи есть (лосята)
У кошки пушистые…. (котята)
У коровы бодрые….(телята)
У собаки громкие….(щенята)
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. А давайте вспомним, как зимуют животные.
Медведь, ёж (ложатся в спячку на зиму).
Белка, заяц (меняют окраску). Белка делает запасы, а заяц не делает.
Волк, лиса, лось (к зиме появляется тёплый подшёрсток)
Как вы думаете, почему животные поселились в разные домики?
Воспитатель: Молодцы! Вы и с этим заданием справились.
Трудности все позади,
Что же будет впереди?
Сорока: А вот и то место где я сундучок оставила! Вот же он!
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним о чем мы с вами сегодня говорили и какие задания выполняли.
Дети перечисляют задания.
Сундучок открылся, а в сундучке угощения для детей в виде печенья-грибочков.
Воспитатель: спасибо тебе сорока
Сорока: Спасибо вам ребята. До свидания.
Дети и воспитатель: До свидания, сорока!