Кривошлыкова Марина Анатольевна
Конспект занятия по познавательному развитию «В гостях у Золушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (седьмой год жизни).
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская.
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие физическое развитие
Цель: формирование представлений об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Задачи:
• закрепить знания детей о некоторых свойствах воздуха и воды,
продолжать учить проводить несложные опыты с использованием
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „В гостях у Золушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- «Золушка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
подручных средств и предметов, рассуждать, делать выводы и
объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
• продолжать учить детей видеть проблему, делать обобщения:
• формировать способности устанавливать причинно-следственные связи
в ходе проведения эксперимента и делать выводы;
• формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
• развивать любознательность, память, познавательную активность детей
в процессе самостоятельного выполнения опыта;
• развивать речь : обогащать словарный запас детей, знакомить с терминами, закреплять умение давать полные ответы на поставленные вопросы, делать выводы, строить логические речевые высказывания.
• воспитывать аккуратность во время опыта, дать детям почувствовать радость открытий.
Оборудование и материалы: картинки-подсказки, сырое яйцо, варёное яйцо, ведерки, вода, жидкое мыло, колбы, активированный уголь, стакан, вата, сода, сироп, лимонный сок, тарелка, молоко, пищевые красители, средство для мытья посуды, ватные палочки, бумага, изображение золушки, шпажка, пластилин.
Предварительная работа: рассматривание объектов живой, неживой
природы, знакомство со свойствами воздуха, закрепление знаний о
свойствах воды, о состоянии воды, проведение несложных опытов с водой, воздухом.
Ход занятия
(дети играют в группе, воспитатель приглашает детей встать в круг) Ребята, приглашаю вас в сказку. А в какую, вы узнаете, отгадав загадку:
-Вы знаете девушку эту,
она в старой сказке воспета.
-Работала, скромна жила,
Вокруг только грязь и зола
Не видела ясного солнышка,
- А звали красавицу. (Золушка)
Воспитатель: правильно! Золушка прислала нам видеописьмо, давайте посмотрим (включает видео на интерактивной доске).
«Ребята, я очень хочу попасть на бал, но злая мачеха оставила столько заданий, что мне одной не справиться. Часть заданий я выполнила, осталось совсем немного. Мне нужна помощь. А вам оставила мои волшебные картинки, уверена, что вы сможете справиться, используя свои знания. Но, вы не должны забывать правила безопасности при выполнении опытов»
Воспитатель: ребята поможем Золушке, попасть на бал? Давайте вспомним правила безопасности при выполнении опытов (ответы детей)
- Перед опытом надень фартук.
- Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.
- Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.
- Ничего не бери в рот.
- Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.
- Не брызгайся водой, она может попасть в глаза и дыхательные пути.
- Не пей воду, она не предназначена для питья.
- Набирать мерной ложечкой, перемешивай палочкой.
Воспитатель: тогда слушаем Золушку, какие задания поручила ей злая мачеха? И не забываем про волшебные картинки, которые будут нам помогать.
Золушка : самое первое задание - приготовить омлет. Для этого нужны сырые яйца. Но вот беда - сестры спутали сырые яйца с вареными яйцами. Воспитатель: как же быть? Как отличить сырые яйца от вареных, не разбивая скорлупы? (выслушиваем варианты ответов детей).
Если дети отвечают, то тут же приступаем к опыту. Если нет, педагог объясняет: вареное яйцо при раскручивании крутится, как юла, а сырое – нет. Проверяем! (раскрутили, определили, разбили скорлупу, удостоверились)
Воспитатель: ребята, почему вареное яйцо крутится, а сырое нет? Секрет кроется внутри яйца. Когда яйцо сырое - внутри жидкая масса, и яйцо не имеет центра тяжести, при движении центр тяжести все время смещается. Вареное яйцо - твердое, центр тяжести постоянный, поэтому оно крутиться.
Золушка : следующее задание постирать белье, но я заработалась и совсем забыла, в каком ведре мыльная вода для стирки, а в каком чистая вода для ополаскивания.
Воспитатель: ребята как можно помочь Золушке? У вас есть предложения, как можно отличить мыльную воду от чистой? (выслушиваем ответы детей)
Воспитатель: правильно, мыльная вода при взбалтывании образует пену, пузыри, потому что молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться. Итак, приступаем к эксперименту, у нас есть стаканы с водой и коктейльные трубочки. Как с помощью трубочки быстро взболтать воду? (опустить трубку в воду и подуть). Начинаем эксперимент! (в стаканах с мыльным раствором образуются пенные шапки)
Воспитатель: какие мы молодцы! Вот теперь Золушка точно запомнит, где, какая вода (показывая на шапочки из пены) и быстро управится со стиркой.
ФИЗМИНУТКА:
Раз, два, три, четыре, пять –
(последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки)
Будем вещи мы стирать –
(встряхиваем руки имитация замачивания носков)
Мылом мылю я носки
(провести кулачком по ладошке)
Крепко трутся кулачки
(трем кулачками друг о друга)
Сполосну носки я ловко
(двигать кистями рук вправо-влево)
И повешу на веревку
(поднять руки вверх кисти согнуть имитация вывешивания носков).
Золушка : ребята, какие вы молодцы, так помогаете мне, но сестры наказали сделать для них вкусный лимонад, который они смогут выпить по возвращению. Но для этого сначала нужно было очистить воду, так как чистой воды совсем не осталось (показывает кувшин с мутной водой, в воде разведен активированный уголь).
Воспитатель: с помощью чего мы можем очистить воду?
(выслушиваем ответы детей)
Воспитатель: мы можем сделать фильтр из ваты. Попавшие в воду грязные частички, мусор, при фильтрации задерживаются в слоях фильтра. Чем больше слоев в фильтре, тем чище станет вода. Приступаем к очистке воды! (проверяем результаты опыта)
Воспитатель: теперь, когда вода стала чистой, можно готовить из нее газировку. Для этого нам понадобится вода, сок лимона, сода, сироп.
Воспитатель: растворяем в стакане воды полчайной ложки соды. А теперь
добавим 1 столовую ложку лимонного сока. Вода шипит. Получилась настоящая газировка. Но это еще не все. Добавим в газировку сироп, получился лимонад. При смешивании соды и лимонной кислоты образуется углекислый газ, из-за этого и получается шипение.
Воспитатель: ребята как мы приготовили газировку? Как образовался углекислый газ?
(выслушиваем ответы детей)
Воспитатель: золушка услышала, как на улице гремит салют в честь бала. Чтобы Золушке не было обидно, сделаем для нее фейерверк сами. Для этого нам понадобится тарелка с молоком, пищевые красители, средство для мытья посуды ватная палочка.
Воспитатель: насыпаем немного пищевого красителя в молоко. Чуть - чуть
подождите, и Вы заметите, как молоко начинает свой прекрасный вальс. В
том месте, где упали крупинки красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается. А от красителя на нем появляются затейливые узоры, полосы, снежинки. Насыпаем разные цвета красителя, дуем на молоко, чтобы получились еще более прекрасные узоры. Берем ватную палочку и обмакиваем ее в средство для мытья посуды. Опустите палочку в центр тарелки с молоком. Красители "сбегаются" и перемешиваются, получаются необычные круги.
Воспитатель: молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекула разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемащиваются красители.
Золушка так засмотрелась на цветные переливы в тарелке, что не услышала, как к ней подошла ее фея-крестная.
Фея: дитя мое я пришла подарить тебе карету и платье, чтобы ты смогла отправиться на бал». Золушка отблагодарила фею-крестную и отправилась во дворец!
Воспитатель: с нашей помощью Золушка успела на бал и кружилась в танце под музыку!
Опыт «Танцующая золушка»
Материалы: бумага, изображение золушки, шпажка, пластилин.
Воспитатель: ребята как мы помогли, закружится нашей Золушки в танце? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно! Поделка приводится в движение с помощью воздушного потока, который мы создаем, когда дуем.
Рефлексия:
Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (ответы детей).
На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим родителями! Наблюдайте за миром вокруг, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья!