Светлана Кочегарова
Конспект занятия по познавательному развитию в форме квест-игры
Конспект занятия по познавательному развитию в форме квест игры
Цели: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность при помощи квест игры, требующей от детей решения умственных задач для продвижения по сюжету игры
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в форме квест-игры» размещена в разделах
1. Образовательные: расширить и закрепить знания детей о воде и ее свойствах (растворитель, текучесть, агрегатное состояние, значении воды для человека; расширять знания и представления детей об окружающей действительности и социальном мире.
2. Развивающие. Развивать познавательную активность, любознательность, воображение и мышление, речь, расширять словарный запас, мелкую моторику.
3. Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей, воспитывать бережное отношение к окружающему миру и природе, к воде; самостоятельность в работе.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, экспериментальная, коммуникативная.
Ожидаемые результаты: Дети знают свойства воды, умеют экспериментировать. Умеют анализировать, сопоставлять факты, делать самостоятельные выводы. Способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Средства реализации: сосуды с водой, свечи, варёное яйцо,камешки,соль, картинки с изображение агрегатного состояния воды, мешочки с номерами, монеты, лёд, карточки-задания, предметы к опытам.
Организационная структура НОД
1. Мотивационно-побудительный: Включается телевизор и детям показывается отрывок из фильма «Остров сокровищ».
Воспитатель: Ребята вы угадали кто это и что вы про них знаете? (ответы детей)
Да вы совершенно правы, это действительно настоящие пираты, которые хотят найти сокровища, которые закопал знаменитый пират капитан Флинт.
А вы бы хотели тоже поучаствовать в поисках знаменитого клада?
2. Организационно - поисковый: Я думаю, что для поисков сокровищ нужна путеводная карта, но где нам её взять? (варианты детей).
Ребята, капитан Флинт покажет нам,где спрятана карта, если мы отгадаем его загадки. (На маркерной доске нарисованы 4 квадрата с числами 1,2,3,4. Детям предлагается отгадать загадку и вставить отгадку картинку в соответствующий квадрат)
1. Она – и туча, и туман. Она – ручей и океан. Она летает и бежит. И стеклянной может быть. (Вода).
2. Бел, как мел. С неба прилетел. Целую зиму лежал, А весною в землю убежал. (Снег).
3. Прозрачный, как стекло. Но не вставишь его в окно. (Лед).
4. Был водой, теперь летаю. С виду я туман напоминаю. (пар)
Из- за доски вынимается карта – схема, дети рассматривают её и определяют направление движения.
Первое задание: Флинт спрятал часть своих сокровищ на дне банки. Их надо достать выполнив условие: Достать контейнер без помощи рук и вспомогательных предметов.
Опыт № 1. «Как вытолкнуть воду?».
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя, разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Дети достают контейнер, в котором находится монета.
После выполнения задания дети анализируют, как они справились с заданием, что делали для решения проблемы.
Далее опираясь на карту, дети подходят к следующему заданию:
Опыт №2. «Определи емкость с соленой водой».
Перед детьми 3 непрозрачные емкости с номерами «5», «6», «7» с водой, в одной емкости вода соленая. Пробовать на вкус нельзя. Ребята должны вспомнить свойство соленой воды – удерживать предметы и воспользоваться яйцом или картофелиной. Номер емкости, в которой предмет не тонет и есть нужная нам цифра. Определив номер ёмкости с солёной водой, дети ищут в группе мешочек с номером, соответствующим ёмкости с солёной водой. В нём находятся монеты.
После выполнения задания дети анализируют, как они справились с заданием, что делали, какое свойство воды использовали для решения проблемы.
Далее опираясь на карту, дети подходят к следующему заданию:
Опыт №3 «Таяние льда»
На столе стоит сумка холодильник, в ней находятся монеты, замороженные во льду. Детям предлагается достать монеты, используя наиболее рациональный способ. Предлагается свеча, соль, тёплая вода.
После выполнения задания дети анализируют, как они справились с заданием, что делали, какое свойство воды использовали для решения проблемы
Физминутка
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
Капитан Флинт спрятал основную часть своих сокровищ, где-то здесь, но чтобы их получить нужно выполнить его задания.
Работа в парах:
Предложить детям разбиться на пары.
1 задание: Выяснить какие предметы тонут в воде, какие нет. Отметить в карточке, проанализировать, сделать вывод.
2. задание: Выяснить какие предметы растворяются в воде, а какие нет. Аргументировать свои ответы.
3 задание: Отобрать картинки с изображением кому нужна вода.
4 задание: Рассказать, как человек использует воду и как её бережёт
5. задание: Рассказать, как происходит круговорот воды в природе.
После выполнения задания, детям показывается сундучок с сокровищами.
Рефлексивно-корригирующий: Понравилась ли вам наша игра? Что нового вы узнали при выполнении заданий капитана Флинта? А теперь хотите, я открою сундучок? Я думаю, мы заслужили, и капитан будет не прочь поделиться с вами своими сокровищами. (Открывается сундучок и детям раздаются шоколадные монеты)