Юлия Карпова
Конспект занятия по познавательному развитию (средняя группа) «Наш дом — природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию (средняя группа
Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру и защите природы.
Задачи:
- дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека;
- развивать психические процессы: зрительное и слуховое восприятие, память, внимание;
-обогащать и активизировать словарь по теме;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию (средняя группа) „Наш дом — природа“» размещена в разделах
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде и природе.
Материалы и оборудование:
Макет земного шара со следами, корзинка для Лесовичка, «Жалобная книга природы», мольберты, аудио устройство, аудиозапись «Звуки леса»; тематические картинки; фигурки диких животных; следы животных; пчёлка; плакат «Правила поведения в природе»; поле с изображением леса, следов животных; лого-роботы Bee-Bot.
Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.
Ход образовательной деятельности:
(Дети входят в группу под аудиозапись «Звуки леса», садятся на ковёр)
Воспитатель:
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы и моря-
Всё называется - земля!
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей)
- Правильно, это макет земли. Наша земля - наш общий дом.
- Вот такие следы остаются после нас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле? (Ответы детей)
-Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.
Воспитатель:
- Дорогие гости, послушайте стихотворение:
1 ребё нок:
«Люблю я бегать босиком,
Разбрызгивая лужи,
И оставлять следы потом,
Но солнце землю сушит.
2 ребё нок:
Я на асфальте обведу
Свои следы мелками,
Но ветер тучи принесёт
И смоет их дождями.
3 ребё нок:
А может, краски попросить
И, извозив сандалии, так на дороге наследить,
Чтоб все об этом знали?
Но слышу я ответ:
(Дети хором) :
Земля - твой дом!
Грязь разводить не стоит в нём.»
Воспитатель:
-Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.
-Дети, а в природе нам нужно поддерживать порядок? (Ответы детей)
-Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя развозить грязь. Все люди на свете - одна большая семья. И все мы живём на земле.
-Ребята, какие вы знаете природные явления? (Ответы детей)
-Верно, ветер, дождь, снег, солнце.
(Воспитатель показывает карточки с изображением природных явлений)
-Подумайте, как эти различные природные явления помогают нашей Земле?
-Например, такое природное явление, как ветер, как помогает? (Ответы детей)
- Ветер приносит прохладу, очищает воздух.
-А что, даёт дождь? (Ответы детей)
- Дождь питает растения, даёт влагу.
Воспитатель:
- Как помогает Земле снег? (Ответы детей)
- Снег покрывает землю, он подобен одеялу: сам по себе он тепла не даёт, но он уменьшает промерзание почвы и способствует лучшему сохранению корней растений.
- А как солнце помогает Земле? (Ответы детей)
- Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает? (Ответы детей)
- От солнца исходит тепло, оно греет.
- Ребята, каждый из вас живёт в доме, где есть стены, но как только мы выходим за порог, мы попадаем в другой дом.
Воспитатель:
Дети, сейчас мы проведё м с вами физкультминутку:
«Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою-
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и, конечно я и ты».
Воспитатель:
- Так в какой же дом мы попадаем? (Ответы детей – в дом – природу)
Воспитатель:
- Молодцы! Правильно!
- Дети, а в природе живут какие животные? ( Ответы детей: дикие)
(звучит музыка – звук жужжащей пчелы)
- Дети, вы слышите, кто- то жужжит? Кто же это может быть? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Давайте посмотрим! Да, действительно, пчёлка! А рядом с ней письмо! Давайте, посмотрим, что в нём!
- Пчёлка хочет с вами поиграть, но игра будет непростой. Ребята, нужна ваша помощь. Отгадаете загадки, которые приготовила пчёлка? (Ответы детей)
- Послушайте:
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
Воспитатель:
- Конечно, это медведь!
- Давайте посмотрим на игровое поле! Вам нужно будет добраться до медведя с помощью помощника -робота-пчелы.
(Дети рассматривают игровое поле и роботов-пчёл)
- Ребята, а что означают кнопочки у пчёлки на спине?
(Ответы детей) :
- Кнопка «прямо», кнопка «назад», кнопка «влево», кнопка «вправо», кнопка по середине - «старт», кнопка крестик - «сброс», кнопка с двумя палочками - «пауза».
Воспитатель:
- Давайте попробуем добраться до медведя!
(Дети программируют пчёлок)
- Молодцы! Следующая загадка:
Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай
А дверь в курятник запирай! (лиса)
(Дети программируют пчёлок)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (заяц)
(Дети программируют пчёлок)
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть! (волк)
(Дети программируют пчёлок)
Воспитатель:
- Молодцы, все загадки отгадали и справились с заданием! Давайте продолжим!
Воспитатель:
- У каждого животного есть свои характерные отличия в повадках, в образе жизни. А вы знаете, что у каждого животного есть отличие, которое можно назвать личной подписью – что это? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно, ребята, это след.
- Давайте отгадаем, какой след какому животному принадлежит. (Воспитатель показывает детям карточки с изображением следов животных, дети отгадывают)
Воспитатель:
- Молодцы! Ловко справились с заданием!
- А теперь мы проведём физкультминутку!
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали - это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Воспитатель:
- Молодцы!
(Стук в дверь, заходит Лесовичок - грустный, расстроенный)
Воспитатель:
- Дети, кто это? Вы узнали? (Ответы детей)
- Здравствуй, Лесовичок, что с тобой случилось?
Лесовичок:
- Я побывал в своих владениях, в лесу везде слышал жалобные голоса растений, животных. Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы. Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется? (Ответы детей)
- Жалуется ёлка, вот её жалоба: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда- то росли ёлки - красавицы, но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».
Воспитатель:
- Можно ли вырубать ёлки? (Ответы детей)
- А что ещё нельзя делать в лесу? (Ответы детей)
(На доске висит плакат с изображением знаков правильного поведения в лесу)
Воспитатель:
- Какие вы сообразительные! Все правила знаете!
- Дети, если люди не будут вырубать самовольно деревья, а будут правильно вести себя в лесу – природа будет защищена.
Лесовичок:
- Ребята, я очень рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я вам дарю свою «Жалобную книгу природы» на память и хочу, чтобы она оставалась всегда пустой, чтобы никто не жаловался. А ещё хочу вас угостить! (Лесовичок передаёт корзинку с гостинцами воспитателю)
- Ребята, мне пора уходить!
Воспитатель и дети:
- До свидания, Лесовичок! Спасибо тебе!
(Дети прощаются с Лесовичком)
Воспитатель:
- Подводя итог, дети прочтут стихотворение:
1 ребё нок:
Давайте будем беречь планету-
Во всей вселенной похожей нету.
2 ребё нок:
Во всей вселенной только одна
Для жизни и дружбы она нам нужна!
Воспитатель:
- Дети, вам понравилось наше занятие? (Ответы детей)
- О чём мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей)
- Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, что наша природа нуждается в нашей защите.
- Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? (Ответы детей)
- Тогда пообещаем друг другу беречь природу и постараемся сделать так, чтобы наш след был на Земле полезен!
- Спасибо вам за занятие!
- А грибочками мы угостимся чуть позже!
Список литературы:
1. Вострухина Т. В., Л. А. Кондрыкинская. Знакомим детей с окружающим миром. - М. : ТЦ Сфера, 2011
2. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду средняя группа. -М. : Мозаика-Синтез, 2016
3. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015