Елена Князева
Конспект занятия по познавательному развитию «Смотри во все глаза» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Смотри во все глаза.
Цель: дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.
Задачи:
1. Познакомить детей со строением глаза; функцией его частей. Формировать представление о том, что зрачок меняет размер в зависимости от освещения. Выяснить зависимость видения объекта от расстояния до него.
Выяснить возможность частичной компенсации зрения другими органами (например, пальцами, как можно положительно и отрицательно влиять на глаза.
Закрепить умение выражать различное настроение.
2. Развивать мыслительные процессы.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Смотри во все глаза“ для детей старшей группы» размещена в разделах
3. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.
Материалы: Схема «Строение глаза», зеркала для каждого ребенка, трафарет глаза, цветная бумага, изображение различных предметов; повязки на глаза; ватман; сюжетные картины на тему: «Полезно – вредно для глаз», иллюстрации глаз различных животных.
Ход:
Воспитатель: Добрый день. Я рада видеть вас, ребята, и предлагаю вам посетить город «Умные помощники». Нам предстоит много думать, наблюдать, запоминать. А я знаю специальные упражнения, которые помогают лучше думать. Хотите вас научу?
1 Диафрагмальное дыхание: положить правую руку на живот, будем делать вдох и надувать свой животик как шарик.
Вдох: на раз, два;
Выдох: на раз, два, три, четыре
2 Кнопки мозга:
Одновременное массирование большим и средним пальцами левой руки парных точек в подключичных впадинах, положив правую руку на пупок 10 раз.
Поменять положение и провести стимулирование точек еще 10 раз.
Теперь готовы идти? Прошу проходите, но чтобы попасть в этот город, нужно открыть замок на воротах.
Дидактическая игра “Подбери ключ к замку”
Дети берут по одному конверту, достают половинки ключей, находят свою па-ру по цвету и составляют ключи. Затем прикладывают ключи к замочной сква-жине, находят нужный ключ, открывают дверь и заходят в ворота.
Никого не видно? Нет. Здесь никого нет, только лежит какой-то конверт. О! Какая-то записка. Интересно, что здесь написано?
Уважаемые гости! Если вы отгадаете загадку, то вы узнаете, какие помощники живут в этом городе.
Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)
Видеть маму, видеть папу.
Видеть небо и леса,
Помогают нам … (Глаза.)
Правильно, это глаза.
Воспитатель: Вы совершенно правы. Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека. Ребята, как вы думаете, почему?
Дети: С помощью глаз человек видит предметы, цвет, размер, форму. Глаза помогают передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.
Воспитатель: Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. В народе еще говорят: “Глаза – окно в мир”. А еще люди говорят: “Глаза – зеркало души”. Как вы это понимаете?
(Ответы детей).
Воспитатель: По глазам можно определить, какой человек, добрый или злой, или безразличный ко всему. Можно определить и настроение человека. А как наши глаза могут передавать наше настроение, мы сейчас покажем.
Психогимнастика.
Если нас что-то удивляет (раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид)
А если на душе грустно стало (опускаем глаза вниз)
А когда на душе у нас радостно (глаза поднимаем вверх и улыбаемся)
Воспитатель: Посмотрите друг на друга, какие красивые у вас глаза! У всех ли они одинаковые? (Ответы детей).
Чем они отличаются? (Ответы детей).
Правильно вы сказали. По цвету глаза у всех разные. Давайте посмотрим на Сашины глаза, какого цвета они. А у Тани какого цвета глаза? Посмотрите, какого цвета у меня глаза? (Ответы детей).
Цветное колечко, которое у всех разное по цвету, называется радужной оболочкой.
В центре радужной оболочки вы видите черное пятно, это зрачок. Рассмотрите внимательно свои зрачки. (Дети проходят, садятся за столы)
Обратите внимание на то, что размер зрачков имеет одинаковый размер. А сейчас закройте один глаз. Рассмотрите зрачок открытого глаза, а теперь откройте второй глаз и посмотрите на его зрачок. Что вы видите?
Дети: зрачок увеличился
Воспитатель: Как вы думаете, почему так происходит?
Дети: В темноте, при неярком свете зрачок расширяется, а при ярком свете, наоборот, сужается зрачок, ограничивая количество света поступающего на глаз
Воспитатель: При этом глаз избавляется от излишков света. Через это маленькое окошечко мы смотрим на мир.
Представьте, подул ветер, летит пыль. Что же защищает глаза от пыли? (Ответы детей).
Правильно вы сказали, наши красивые ресницы и веки защищают глаза от пыли.
А иногда бывают такие моменты, что от обиды или от боли из глаз текут слезы. Вы их пробовали на вкус? (Ответы детей).
Как вы думаете, слезы нам нужны, чтобы плакать? (Ответы детей).
Верно, они смывают соринку из глаз.
Посмотрите, что у нас над глазами? (Ответы детей).
Потрогайте, это брови густые, красивые. Для чего нужны нам брови? (Ответы детей).
Брови задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза. Оказывается брови, ресницы и веки нужны человеку не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно. Надо нам самим заботиться о своем зрении и беречь глаза.
Дидактическая игра “Что полезно, а что вредно для глаз”
Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке, внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз полезно, а что вредно.
Составляется коллаж – памятка «полезно - вредно».
Воспитатель: Если ваши глаза устали, выполните такие упражнения:
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
2. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз. Направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за пальцем, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
Воспитатель: Молодцы, я думаю, что вы теперь будете самостоятельно заботиться о своем зрении.
Ребята, как вы думаете, у какой птицы самое острое зрение (Ответы детей). Правильно, у коршуна. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Острое зрение еще у орла и ястреба.
А какая птица, лучше всех видит ночью? (Ответы детей). Да, филин ночью легко может отыскать в темноте мышь.
Вот догадайтесь, почему зайца называют “косым”? Может он плохо видит (Ответы детей). Убегая от врагов, заяц видит не только то, что впереди, но и сбоку.
Кто из животных совсем не видит? (Ответы детей). Совершенно верно, это крот. Он живет под землей, там темно и кроту видеть не обязательно.
Но бывают в жизни случаи, что человек теряет зрение и слепому человеку жить очень тяжело. Чтобы почувствовать, как трудно бывает без зрения, мы с вами сейчас поиграем.
Физкультминутка. Игра «Поводырь»
Дети делятся на две группы. Детям первой группы завязываются глаза, дети второй группы выбирают себе пару из первой группы, тихо подходят к ним, и пробуют провести их мимо препятствия.
Воспитатель: Ребята, как вы чувствовали себя, когда вы ничего не видели?
Дети: трудно ориентироваться людям, если они лишены зрения. Без зрения жить очень тяжело и надо обязательно беречь свое зрение.
Воспитатель: Как нужно относиться к слепым людям?
Дети: Всем окружающим людям надо обязательно заботиться и помогать им. Например, помочь перейти дорогу, или помочь сесть в автобус и т. д.
Воспитатель: Я думаю, вы теперь будете бережно относиться к своему зрению, выполнять гимнастику для глаз, потому что глаза наши помощники. Как вы думаете, почему так говорят - глаза наши помощники? (Ответы детей). Правильно при помощи глаз мы видим окружающее, любуемся природой, узнаем друг друга. Посмотрите друг на друга, подарите свою улыбку друг другу. Пожелайте всем, чтобы зрение было у всех хорошее, а настроение всегда бодрое и веселое.
Спасибо вам ребята, за приятное проведение времени. Берегите зрение! Потерянный глаз – ничем не заменишь.