Светлана Заморохова
Конспект занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе
Задачи:
Дать детям представление о природном явлении вулканы, познакомить с профессией ученого-вулканолога.
Познакомить детей с типами вулканов, помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
Активизировать словарный запас ребёнка, умение слушать и отвечать на поставленные вопросы
Публикация «Конспект занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему „Вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование:
Проектор, ноутбук, фотографии вулканов, пластиковые стаканчики (на каждого ребенка, глубокие пластиковые тарелки (на каждого ребенка, конусу из картона (на каждого ребенка, сода, моющая жидкость (любая, красная краска, уксус, маленькие ложечки (на каждого ребенка, макет вулкана (перекись водорода, дрожжи, пищевая краска - для показа извержения на макете).
Предварительная работа: просмотр видеофильмов «Вулканы»
Ход занятия:
Воспитатель (читает загадку) :
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он со злости ест дрова,
Может час, а может два,
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь. (Огонь)
Мы с вами много разговаривали об огне. Говорили о его пользе и вреде, о том, как можно его победить. Скажите мне пожалуйста, где в природе можно встретить проявление огня (гроза, молния, вулкан). (Если дети затрудняются дать им подсказку рассказать рассказ.)
Послушайте мой рассказ: когда-то давно люди не знали, что такое огонь, они ели сырое мясо, пили холодную воду прямо из ручья. В пещерах у них было холодно и сыро. Многие из них погибали ещё в детстве. Но как — то раз случилось чудо. И этим чудом была гроза.
Чем гроза отличается от обыкновенного дождя? (Гремит гром, сверкает молния)
Вдруг яркий свет озарил поляну, где росло высокое дерево. В тот же миг дерево вспыхнуло.
— Почему дерево загорелось?
(ударила молния).
Вос. Гроза и молния могут являтся источниками огня. А какое еще природное явление может быть проявлением огня?
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность ей дан,
Значит проснулся грозный… (вулкан).
"Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?" (Вулкан)
Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
Я расскажу вам одну легенду.
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. "
- В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня».
- А почему его так называют, вы ответите сами в конце нашего занятия.
Вулкан – естественное образование в земной коре, через отверстие выливается лава, пар, пепел, газ - вырываются наружу. Обычно вулкан представляет собой конусообразную гору с отверстием в центре – через него и происходит извержение. Само извержение похоже на вскрытие бутылки с газировкой – брызги пены и хлопок от газа.
Вулканы бывают : действующие, спящие и потухшие.
Разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает "спокойно". В нашей стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. У нас в Крыму есть горный массив остатки грозного вулкана Карадаг. Карадаг (или Кара-Даг) – это потухший 150 млн. лет назад вулкан, главная достопримечательность поселка Коктебель, расположившегося у его подножия. В переводе слово «Карадаг» означает «Черная гора».
-Когда вулканы «спят», то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.
-Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? ( ответы детей: пепел, лава, бомбы, камни).
-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана. Пояснения по слайду: лава из под земли поднимается по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера вулкана, вулкан имеет форму конуса.
Человечество не в силах остановить природные процессы извержения вулканов, приводящие к катастрофам.
- Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».
- Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.
- Посмотрите на карту мира, красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.
- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы. В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы и они пока «спящие». Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.
- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение. Но прежде немного отдохнем.
Иммитационная игра «Вулкан».
После игры дети проходят к столам и проводится опыт по изготовлению вулкана. Пластиковая тарелка выполняет роль Земли, пластиковый стаканчик – жерло, форма вулкана – конус выполнена из картона. На жерло одеваем конус, кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего готовые вулканы ставятся на середины столов и воспитатель сам добавляет уксус.
Наблюдаем извержение вулкана.
Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана).
Показываю извержение большого вулкана.
- А давайте ответим на самый главный вопрос: почему же все-таки вулкан называют «богом огня»? Ответы детей.
Вам понравилось занятие? Чем понравилось? Я вам предлагаю дома нарисовать вулкан.
Это рисунки рисовали дети с родителями.
Составила воспитатель
Заморохова С. И.