Ираида Пайкова
Занятие по развитию речи «Освобождение бусинок из ледового плена»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад №9 «Василёк»
«Освобождение бусинок из ледового плена».
Занятие по развитию речи
Старшая группа
Воспитатель: Пайкова Ираида Петровна
Кодочиги
2015г
Цель: Систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
Образовательные: Активизировать словарь по теме с помощью игр и упражнений. Создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – таянии в тепле
Публикация «Занятие по развитию речи „Освобождение бусинок из ледового плена“» размещена в разделах
Развивающие : Развивать воображение, память, мышление. Развивать желание помочь другим.
Воспитательные: Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Воспитывать аккуратность в работе.
Материал: белая бумага, картина о зиме, замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой. Ложки. Тарелочки, тряпочки для каждого ребенка.
Предварительная работа: Игры со льдом, изготовление цветных льдинок, наблюдения в природе.
Ход НОД
Воспитатель. Какое сейчас время года? (ответы детей). Да, наступила зима. Снег покрыл землю белым одеялом. На дворе белым-бело, много снега намело. Проказница –зима решила заглянуть сегодня к нам в группу. И мы поиграем с вами сейчас в зиму.
Какого цвета снег?
Какого цвета бумага на ваших столах?
Представим, что лист бумаги – это снежное покрывало. Разверните листок. Посмотрите, как сразу посветлели наши столы. И в группе сало тоже светлее. А снег все идет и идет. Вот появились первые сугробы. Сомнем бумагу в комки и представим, что это снежные сугробы. Как вы думаете, какой сугроб у меня получился – большой или маленький?
А какие сугробы получились у вас? Расскажите. (ответы детей)
Воспитатель: Морозно. Идешь по улице, снег под ногами скрипит. Скрип, скрип. Я разорву бумагу на кусочки, а вы послушайте – этот звук похож на скрип снега?
А теперь вы разорвите свои листы. Прислушайтесь к звукам. Как скрипел снег? Расскажите. (ответы детей)
Воспитатель: А снег все продолжает идти. Снежинки плавно кружатся в воздухе, падают на землю. Представим, что клочки бумаги – это снежинки. Я подброшу их вверх. Посмотрите, как они падают?
Теперь все вместе подбросьте кусочки бумаги вверх и полюбуйтесь нашим снегопадом. Как падал снег (ответы детей)
Воспитатель: Вот и наступила настоящая зима. Мы послушаем звуки вьюги в записи. Завьюжила вьюга:»В-в-в». (Дети произносят и одновременно выполняют круговые движения руками.) Послушаем, как звучит Анина вьюга. Замела пороша дорожки:»Ш-ш-ш». (Дети произносят, одновременно двигают опущенными руками из стороны в сторону.) Послушаем, как звучит Варина пороша. Закружит метель:»У-у-у». (Дети произносят и одновременно выполняют взмахи над головой.) Послушаем, как звучит Никитина метель.
Дети встают. Под музыку выполняют физкультминутку.
Стали звездочки кружиться, дети кружатся
Стали на землю ложиться. Дети приседают.
Но не звезды, а пушинки. Взмахи руками вверх-вниз.
Не пушинки, а снежинки. Дети кружатся.
Все снежинки на сугробы ложатся,
Дети тихо на места садятся.
Воспитатель: Рассмотрим картину (Зимние забавы) и расскажем, какая зима в нашем краю. Что зимой хорошо? А что плохо (ответы детей)
Воспитатель: Шла я сегодня в детский сад. Несла вам бусы. Уронила их. А Дед Мороз их заморозил. И попали бусинки в ледовый плен. Как же нам быть? Что нам делать? (Дети предлагают освободить бусинки из плена.) А как этот можно сделать?
Воспитатель с детьми высказанные гипотезы с позиции «хорошо-плохо»
Дети:
- Можно погреть в руках – они теплые, лед и растает. Хорошо – лед растает, плохо – руки замерзнут.
-Можно отогреть в варежках. Хорошо- бусинки оттают, плохо – варежки намокнут.
-Можно положить на батарею. Плохо- долго ждать придется.
-Можно чем- то отковырнуть. Плохо – можно пораниться.
-Можно положить в теплую воду, там лед растает.
Воспитатель с детьми выбирает три гипотезы и проверяет их совместно:
-Поставить на батарею;
-Погреть в руках;
-Положить в теплую воду.
Игра: Пока бусинки освобождаются из плена, мы поиграем в игру. Воспитатель - бусинка, дети – льдинки. Льдинки крепко обнимают бусинку, берут ее в плен. Воспитатель просит мл. воспитателя теплыми руками погладить детей- льдинок, и они тихонько садятся на места, отпуская из плена бусинку-воспитателя.
Проверим результаты опытов и сделаем выводы:
• быстрее всего бусинки освободила теплая вода.
• От тепла рук бусинка оттаяла, но руки замерзли (дети трогают холодные руки)
• На батарее бусинки дольше всего были в плену, а потом освободились.
Воспитатель рассказывает детям о том, что бусы можно использовать как украшения. Их можно носить на шее. Если нитка разорвалась и бусинки рассыпались, их нужно собрать и отдать взрослым Взрослые сделают новые бусы, нанизав бусинки на нитку. Нельзя брать бусинки в рот. Это опасно. Можно нечаянно проглотить их. Дети отдают бусинки воспитателю, который благодарит детей за помощь.
Итог занятия.
Воспитатель. Чем мы сегодня занимались?
Какие пословицы о зиме вы знаете?
• зимнее солнце плохо греет.
• Мороз не велик, да стоять не велит.
• Вьюги да метели зимой налетели.
• Два друга – мороз да вьюга.
• Прячь нос в большой мороз.
Дети, посмотрите, наши бумажные снежинки тоже согрелись в тепле. Они вот-вот начнут таять. Давайте соберем их. А то у нас будут лужи.
Дети убирают бумагу.
Литература:
1. Журнал «Ребёнок в детском саду» №5 2010г
2. З. А. Ефанова, О. В. Симонова, О. А. Фролова «Комплексные занятия по программе «Детство» старшая группа» Волгоград, Учитель 2016
3. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
4. .Развитие познавательно-исследовательских уменийу старших дошкольников» З. А. Михайлова, Т. И. Баабаева, С-Петербург, Детство-пресс, 2013г.