Ольга Филиппова
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами дискуссии для детей 5–6 лет «Такие разные часы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Удивительный мир часов»
Цель: Расширять и систематизировать представления о часах.
Задачи:
Обучающие:
Обобщить и закрепить знания детей о часах, их назначении);
продолжать формировать умение: ориентироваться в частях суток.
Развивающие :
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение быстро ориентироваться в ситуации.
Воспитательные:
Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через коллективную работу. Воспитание бережного отношения ко времени.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с элементами дискуссии для детей 5–6 лет „Такие разные часы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Знакомство с разными видами часов. Оформление временной выставки мини музей часов.
Ход работы.
Звенит звонок будильника, дети собираются вокруг него.
- Ребята, как вы думаете, что это за звук и откуда он?
Дети находят часы.
Верно - это часы.
Давайте познакомимся с часами. По ходу беседы просматривают презентацию с различными видами часов.
Посмотрите, какие разные могут быть часы. Рассматриваем часы из коллекции мини музея, собранного родителями и коллегами. (фото на последней странице)
Дети берут в руки часы, исследуют их.
Ребята, посмотрите какие часы есть в нашей коллекции?
Ответы детей (Настенные, напольные, на ручные).
Наручные (носят на руке) – мужские, женские, детские.
Воспитатель обращает внимание детей на наручные часы.
Ребята, а как выдумаете, чем отличаются мужские часы от женских, детских? Давайте попробуем представить кому могли бы принадлежать эти часы? (Дать возможность детям поразмышлять, выслушать каждый ответ).
Чем отличаются часы друг от друга? (формой, величиной, цветом, местом расположения, разные по длине стрелки).
Давным - давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы : вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. Назвали такие часы – солнечные. Но пользоваться ими человек не всегда мог.
- А как вы думаете, почему? ( Дети рассуждают: если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, в пасмурную погоду не определишь время).
- Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы? (Нет, воду нужно было постоянно доливать).
- Не случайно с тех пор говорят «Сколько воды утекло!»
С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок он есть один
И бог, и царь и господин.
И придумали песочные часы. Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени: 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается. Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто?
- А теперь, снова посмотрите вокруг. Где в группе вы видите песочные часы?
(дети находят песочные часы).
Мы с вами тоже можем сделать свои песочные часы и отсчитать на них время.
Дети проходят за стол, застеленный клеенкой, садятся вокруг. На столе детали песочных часов, ложечка и цветной песок.
- Давайте представим, что каждый из нас держит в руке маленькую секундочку и именно её мы добавим в наши песочные часы.
Дети добавляют в часовую колбу цветной песок и передают ложечку другому.
- А теперь давайте проверим сколько времени в наших песочных часа.
Часы ставят на видное место в группе и рядом ставят секундомер. Дети могут самостоятельно отмерять время своих песочных часах.
Физкультминутка.
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания).
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо).
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево).
А часы идут, идут, (Ходьба на месте).
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы).
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте).
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются).
- Но все эти часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться тогда люди изобрели механические часы, затем электрические, электронные.
Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская
А сейчас я вам ребята предлагаю придумать и нарисовать свои собственные часы. Возможно это будут старинные часы или современные, а может и часы будущего.
В конце занятия оформляется выставка часов. Все рассматривают работы, оценивают их.