Евгения Шоглева
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в прошлое одежды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с назначением и функциями одежды, необходимой для жизни человека.
- Подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для удобства, красоты, защиты от мороза или жары.
- Формировать умение ориентироваться в прошлом одежды на примере чувашского народного костюма.
- Формирование умения выражать свою точку зрения.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Путешествие в прошлое одежды“» размещена в разделах
- История одежды, путешествие в прошлое одежды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
- Развивать мышление, умения анализировать увиденное и сравнивать предметы.
- Воспитывать интерес к одежде, историческому прошлому, быту чувашей.
Словарная работа: обратить внимание на название одежды на чувашском языке- сапун (фартук, кпе (платье, пата (лапти, пииххи (пояс).
Индивидуальная работа: обратить внимание, как Ваня Р. держит фломастер, активизировать в ответах Ярослава Н. и Ваню К.
Наглядный материал:
- Куклы в чувашских костюмах.
- Куклы в современных одеждах.
- Экспонаты музея «Родной край» : рубашка мужская, платье женское, пояс, лапти.
Раздаточный материал:
- Фломастеры, цветные карандаши.
- Контурные листы белой бумаги в формах «Женское платье» и «Мужская рубашка».
Предварительная работа: беседы о красоте изделий рукотворного мира, посещение мини-музея «Родной край», рассматривание иллюстраций чувашских орнаментов, рисование чувашских узоров.
План занятия :
Игровая мотивация: Приглашение на выставку
1. Рассматривание экспозиции «Одежда древних чувашей» из мини-музея «родной край» и рассказ об одежде древних чувашей (4 мин.)
2. Рассматривание одежды куклы (2 мин.)
3. Игровое упражнение «Сравни одежду» (2 мин.)
4. Динамическая пауза. Дидактическая игра «Для чего это нужно?» с мячом (2 мин.)
5. Дидактическое упражнение «Раскрась чувашскими узорами» (6 мин.)
6. Анализ. Поощрение (2 мин.)
Ход занятия:
Ребята, посмотрите, какая выставка у нас в группе, какие красивые вещи.
- Как вы думаете, вы уже их видели?
Эти вещи мы принесли из музея, который находится в нашем детском саду. В музей мы не можем ходить очень часто и любоваться красотой этих изделий. Поэтому мы принесли их в нашу группу. Здесь мы можем их посмотреть, потрогать и даже примерить некоторые вещи на себя. Чудесные по красоте вещи так и зовут нас подойти поближе и потрогать их руками.
Это необычные для нас вещи. Когда-то давно они использовались людьми. Мастера, которые делали эти вещи, вложили в них много труда, умения и вкуса, поэтому сегодня с мы вами любуемся ими как произведениями искусства. А искусство, ребята – это красота, созданная руками человека.
- Ребята, знаете ли вы вещи, которые есть на выставке? Назовите те, которые вы знаете. Вы все правильно назвали.
В одежде древних чувашей всегда была белая рубаха. - Может кто-нибудь из вас знает, из чего делали эти рубашки? (из холста). Она изготавливалась из холста. Холст тоже желали своими руками.
- Как вы думаете, ребята, почему чуваши выбрали для рубахи белый цвет? (он красивый, чистый, нарядный, на нем хорошо видны узоры).
Запомните, ребята, чуваши называют ее кпе (повторите хором).
Женские рубахи украшались вышитыми узорами.
- Скажите, ребята, какие цвета вы видите на вышивке?
Контур узоров выполнялся чёрными нитками, в их расцветке преобладал красный цвет, дополнительными были зелёный, жёлтый и тёмно-синий.
- Ребята, посмотрите - для мальчиков рубашки украшали так же, как и для девочек. Но мужские рубахи украшались скромнее: красными лентами, а также треугольной красной нашивкой.
Подпоясывались мужчины пояском. Его чуваши называют пииххи (повторить хором).
Девушки-чувашки носили фартук. Его называют сапун (повторите). Его тоже украшали узорами.
- Ребята, как вы думаете, для чего был нужен фартучек сапун? (чтобы беречь платье).
- Скажите, ребята, что мы с вами еще забыли отметить в наряде? (головной убор).
Женские головные уборы разнообразны и красивы. Девушки носили нарядные округлые шапочки тухъя (повторить хором).
- Вы заметили, чем они украшены? (бисером и монетами)
А вот взрослые мамы одевали на голову хушпу (повторите хором).
- Итак, платье кепе мы одели, фартучек сапун завязали, шапочку одели. Чего же не хватает, чтобы пойти гулять? (обуви).
Ребята в деревне носили сплетенные лапти (пата) (повторите). Лапти плели из лыка. Может кто-нибудь из вас знает, что такое лыко? (это кора дерева - липы).
Зимой в лаптях, конечно, было холодно и люди одевали валенки.
Дети носили такую же одежду, как и взрослые, но она была немного проще, на ней было меньше вышивки.
Вот такие красивые наряды носили наши бабушки и дедушки.
Ребята, у нас в группе есть кукла с красивым именем Илемпи. Вы все ее прекрасно знаете. Давайте подойдем поближе, присядем на стульчики. И посмотрим на ее наряд. Ее одежда волшебной красоты, от нее трудно отвести глаз. На ней сказочные узоры и рисунки.
- Ребята, посмотрите на Илемпи. Что Вы можете сказать об ее одежде?
- Она красивая? Вам нравится?
- Какие цвета использованы в вышивке платья Илемпи и рубахе Андрияна? (красный)
- Ребята, а что одето поверх на платье Илемпи? (фартук).
- Что повязано на рубашку Андрияна? (пояс).
- Что вам хочется делать, когда вы смотрите на эти чудесные по красоте вещи? (смотреть на них долго, одеть такую же).
Вы знаете, ребята, древние чуваши не всегда одевались так празднично и нарядно. Когда не было праздника обычно они носили одежду, как и мы с вами.
Игровое упражнение «Сравни одежду».
Я предлагаю вам посмотреть внимательно на Илемпи и куклу из нашей группы Катю. Давайте сравним их одежды (сравнивают).
- Ребята, попробуйте рассказать, чем отличается одежда Илемпи и Кати?
- Чем мы с вами украшаем одежду вместо вышивки?
- А как поменялся головной убор?
- Обувь?
Динамическая пауза. Дидактическая игра «Для чего это нужно?» с мячом.
Ребята, а сейчас я вам предлагаю встать на ножки возле своих стульчиков и поиграть со мной в игру, которая называется «Для чего это нужно?». Я вам буду задавать вопросы, а вы будете ловить мяч, отвечать и взвращать мяч мне обратно. Договорились?
- Для чего нужен в одежде карман? (для носового платка)
- Пуговицы?
- Капюшон?
- Шарфик?
- Шнурки?
- Поясок?
- Вышивка?
- Шапка?
А сейчас я предлагаю вам вместе со мной вспомнить стихотворение Петра Воронько «Лучше нет родного края» :
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он пролетая:
- Лучше нет родного края!
Дидактическое упражнение «Раскрась узорами» (под музыку «Аптраман тавраш»).
Ребята, у меня на столе разложены рисунки чувашских платьев для девочек и рубашек для мальчиков. Выберите любой рисунок, который вам нравится и украсьте платье фартуком, а рубашку вышивкой.
- Выслушать несколько ответов детей о том, почему он остановил свой выбор на том или ином узоре на фартуке.
- Какие у Вас получились узоры?
Я вам предлагаю все ваши рисунки сегодня вечером показать родителям и рассказать об одежде древних чувашей.
Подведение итогов.
- Ребята, мы сегодня рассмотрели экспозицию чувашского музея. Скажите, что вас больше всего заинтересовало?
- Что для себя нового вы узнали?
- А что бы вы еще хотели узнать о тайнах красивых чувашских вещей?
В следующий раз мы с вами отправимся в этнографический музей «Родной край» и узнаем еще больше об истории нашей малой родины.