Людмила Смолева
Проект «Путешествие в прошлое одежды»
1. Цель и эффективность инновации:
Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Задачи:
Образовательные:
• Дать представление об изготовлении одежды
• Познакомить детей с историй русского костюма, его элементами, уметь объяснить значение украшения костюма.
• Вызвать интерес у детей к процессу преобразования и изменения одежды.
Публикация «Проект „Путешествие в прошлое одежды“» размещена в разделах
- История одежды, путешествие в прошлое одежды
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь и уважение к прошлому своего края, своей страны.
Развивающие:
• Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).
• Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
• Формировать творческую активность ребенка, историческое сознание, развивать у детей эмоции, воображение и фантазию.
Планируемый результат:
• Дети 5 – 6 лет имеют представление о сарафане; головном уборе девушки; лаптях. Дети имеют представления о внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения.
• Дети 6 - 7 лет умеют классифицировать костюм по цветовому исполнению, качеству материи, отделке, украшению. Знают и различают женские головные уборы. Имеют представления о мужском костюме. Имеют представления об обуви – лапти, праздничные сапоги.
• Дети проявляют интерес к русской национальной культуре не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.
• У детей сформирован устойчивый интерес к истории костюма.
Критерии эффективности:
• Обеспеченность методической литературой
• Уровень усвоения программы детьми
• Реализация программы
• Удовлетворенность родителей
2. Характеристика объекта инновации
Проект «Путешествие в прошлое одежды» - инновационный, основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством и предметами, большую часть которых можно трогать! Дети дошкольного возраста получают уникальную возможность исторического «погружения», соучастия в предлагаемом действе.
Проект «Путешествие в прошлое одежды» рассчитан на два года. Работа ведется с детьми старшей и подготовительной к школе группе. В работе с детьми широко используются такие формы, как экскурсии в музеи (городской краеведческий музей, ЦНК «Светлица», интерактивные занятия в мини-музее прогимназии (созданном родителями и педагогами прогимназии, мини-выставки в прогимназии, творческие развлечения, творческие мастерские («Бисеринка», «Вышивка лентами» и др., праздники («Капустница», «Рождественская сказка», «Душа моя, масленица» и др.)
Проект ознакомления дошкольников с историей прошлого одежды оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания. Он помогает ребенку стать творческой личностью, помогает отгадывать загадки, оставленные старинными вещами наших предков.
Разработанный перспективный план (приложение №1) оснащен наглядным материалом, частью которого являются подлинные раритеты, но основой остаются предметы, которые можно брать в руки. Это является для детей стимулом и причиной интереса к этому проекту, который способен удовлетворить потребность детей в действенном освоении знаний. А знание, пропущенное «через руки», становится личным приобретением ребенка.
Формы и методы проекта способны обогатить арсенал современного педагога и приблизить дошкольников к предметному миру прошлого.
Проект позволяет системно и разносторонне познакомить детей с историей прошлого одежды; увидеть изменения и преобразования одежды человека; развивает ретроспективный и перспективный взгляд на вещи; познавательный интерес к русскому национальному костюму – это труд, творчество, мастерство русских женщин; учит детей работать в микрогруппах; воспитывает коммуникабельность.
3. Технология (механизм) внедрения новшества
Характер введения
Идея создания проекта возникла в связи с выполнением Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении по разделу «Человек в истории и культуре», углублению содержания образования по познавательному развитию дошкольника. Разработанная программа была утверждена педагогическим советом, она является пропедевтической работой к изучению курса «Истоки» в начальной школе.