Елена Бокарева
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать
Тема: «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
Цель: закрепление знаний о творчестве поэта А. С. Пушкина, его сказках.
Задачи:
Образовательные:
– учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя, слушать и понимать заданный вопрос;
– систематизировать знания детей о сказках А. С. Пушкина;
–учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования;
– приобщать детей к словесному искусству.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Путешествие по сказкам А, С, Пушкина“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
– развивать у детей умение чувствовать и понимать характер образов сказки;
– развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
– формировать дружеские взаимоотношения между детьми;
– создавать эмоционально-благоприятную обстановку на занятии;
– воспитывать интерес к творчеству русского поэта;
– воспитывать любовь к книге.
Демонстрационный материал: книги-сказки А. С. Пушкина, презентация по творчеству А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам : «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья дуб зеленый», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», пазлы с портретом А. С. Пушкина, предметные картинки, красивая коробка, музыкальное сопровождение, дерево (дуб) с листочками, мягкие модули-кубы, конверт, зеркало, яблоко, мольберт с предметными картинками, презентация к сказке «У Лукоморья дуб зеленый», пазлы к «Сказке о рыбаке и рыбке», невод, раскраски.
Предварительная работа: чтение сказок Пушкина : “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане”, “У Лукоморья дуб зеленый”. Рисование героев из сказок с использованием различных изобразительных техник. Заучивание отрывка из сказок. Организация выставки детских рисунков. Лепка сказочных героев.
Ход:
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила в группе конверт. Решила не открывать, дождаться вас. Есть предположения от кого это письмо?
(Дети рассматривают конверт с картинками-иллюстрациями из сказок А. С. Пушкина и высказывают предположения от кого он может быть).
Воспитатель: Давайте откроем и посмотрим, кто же его нам прислал.
«Дорогие ребята, здравствуйте! Сегодня, мы хотим пригласить вас в волшебную страну сказок. Вы любите сказки? Мы – герои из сказок, которые написал знаменитый поэт, чей портрет вам необходимо собрать».
(Дети находят картинки-пазлы в конверте, собирают портрет)
II.Основная часть
Воспитатель: Ребята, портрет какого поэта вы собрали? Правильно, А. С. Пушкина.
Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта А. С. Пушкина.
(На экране появляется портрет А. С. Пушкина)
А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. С раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно о нем заботилась его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл ее мамушкой. А вы, дети, помните, как ее звали? (Арина Родионовна).
(На экране появляется портрет Арины Родионовны)
Начнет Арина Родионовна рассказывать сказки, так он не шелохнется, боится слово пропустить. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. На основе этих сказок Пушкин создал свои произведения, которые вы все знаете и любите. В период своего творчества он писал не только сказки, но и стихи.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: А на каком транспорте вы любите путешествовать?
Дети: На автобусе, машине, поезде, самолете….
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам А. С. Пушкина на корабле. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам построить корабль из мягких модулей (кубов). У меня есть схемы кораблей, вы решите, какой больше корабль вам нравится.
(Дети совместно выбирают понравившийся корабль и по схеме строят его. Затем садятся в готовый корабль и под сказочную, волшебную музыку отправляются в путь).
Первый остров «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
(Звучит «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова).
Воспитатель: Мы приплыли с вами на остров. Слышите, кто-то жужжит? Посмотрите на экране появляются какие-то насекомые. Назовите мне их.
Дети: Комар, муха, шмель.
Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуйста, из какой сказки А. С. Пушкина эти насекомые?
Дети: Эти насекомые прилетели из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
Воспитатель: Кто из вас знает, полное название этой сказки?
Дети: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
(На экране появляется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»).
Воспитатель задает вопросы по сказке :
– Кто был в сказке князь Гвидон? (Это сын царя Салтана).
– Как получилось, что князь Гвидон стал жить на острове? (Ответы детей).
– Как называется остров, где жил князь Гвидон? (Остров «Буян»).
– В кого превращался в сказке князь Гвидон? (Он превращался в комара, муху, шмеля).
– Кто царю Салтану рассказывал о «заморских диковинах»? (Ему рассказывали «корабельщики»).
– Какие «чудеса» были на острове? (Чудо-белка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь).
– Расскажите об этих «чудесах» (Ответы детей).
– Как заканчивается сказка? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, слышите? Снова звучит «волшебная» музыка. А это значит, что мы с вами возвращаемся на наш корабль и продолжаем свое путешествие по сказкам дальше.
Второй остров: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
(Дети выходят из корабля и обнаруживают красивую коробку, в ней конверт).
Воспитатель читает письмо: «Ребята, в этой коробке лежат два предмета. Вам нужно будет угадать, о каких предметах идет речь и назвать сказку».
В коробке лежит предмет, который в сказке А. С. Пушкина, говорил человеческим голосом? Что это за предмет? ( Ответ: зеркало).
В коробке лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет? ( Ответ: яблоко).
Из какой сказки эти два предмета? ( Ответ: из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»).
(На экране появляется «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
2 задание детям: Дети, на мольберте вывешены предметные картинки. Нужно найти те из них, о которых говорится в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (зеркало, яблоко, собака с ведьмой, 7 богатырей).
Воспитатель: Ребята, расскажите, что каждый предмет делал в сказке?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно. Ну, что, продолжим наше путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте сядем в наш корабль и поплывем дальше.
Физкультминутка «Кораблик»
Мы с вами плывем на корабле. Нас качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямитесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Стало палубу качать!
Ноги к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
(Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног).
Снова руки на колени,
А теперь немного лени…
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело…
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко…
(Дети «плывут» дальше, музыка заканчивается, выходят из корабля).
Третий остров: «У Лукоморья дуб зеленый».
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь растет большое дерево. Кто знает, как оно называется?
Дети: Дуб.
Воспитатель: Я скажу вам по секрету это дерево не простое, а волшебное. Смотрите, на одном из листочков какое-то послание. Давайте вскроем его и прочитаем, что там написано: «Дорогие наши друзья, вы проделали огромный путь и, наверное, устали. Мы вам предлагаем немного отдохнуть и посмотреть небольшой видеоролик».
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, о какой сказке идет речь? Кто знает, что такое Лукоморье? (ответы детей)
(На экране появляется сказка «У Лукоморья дуб зеленый»).
Дети: Лукоморье – это морской залив у изогнутой, как лук богатыря земли.
Воспитатель: Ребята, отдохнули немножко? Нам снова пора в путь.
(Снова звучит «волшебная» музыка, затем «шум морского прибоя»).
Четвертый остров: «Сказка о рыбаке и рыбке».
Дети выходят из корабля и обнаруживают невод, в нем лежат разбросанные пазлы «Собери картинку». Дети должны собрать пазлы-иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке».
Воспитатель: А в какой сказке мы сейчас находимся?
Дети: В «Сказке о рыбаке и рыбке».
(На экране появляется «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Вопросы к детям по сказке :
– Расскажите, как получилось, что золотая рыбка стала служить старику?
– Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?
– Каким вам показался старик?
– Как вы себе его представляете?
– Какими словами можно сказать о нем, какой он? (Добрый, ласковый, тихий, жалостливый).
– Как каждый раз встречало море старика? ( Каждый раз по-разному: «…море слегка разыгралось…», «Помутилось синее море», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море»).
– Как вы думаете, для чего поэт такими разными словами говорит об одном и том же? (Поэт хотел показать, что природа недовольна, как старуха меняет свои желания).
Воспитатель: Молодцы, ребята, на все вопросы ответили правильно. И за это герои сказок Пушкина дарят вам раскраски. Подошло к концу наше путешествие, нам пора возвращаться.
(Дети садятся в корабль и под волшебную музыку возвращаются в детский сад).
III.Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие? Какая из сказок Пушкина вам больше всего нравится и почему?
Воспитатель: Ребята, что вам больше всего запомнилось сегодня? Что было очень интересно? (ответы детей).