Татьяна Клементьева
Конспект занятия по познавательному развитию «Птицы — наши друзья» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить детей с наукой орнитологией,
работой учёных - орнитологов;
2. Уточнять представление детей о признаках весны;
3. Продолжать развивать умение устанавливать связи между
живой и неживой природой;
4. Развивать умение анализировать структуру объекта,
вычленяя яркие признаки внешнего вида птиц, их поведения,
способов передвижения, издаваемых звуков;
5. Учить классифицировать птиц по заданным признакам;
6. Развивать память, мышление, связную речь детей;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Птицы — наши друзья“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
7. интегрировать духовно-нравственный компонент в
экологическое воспитание;
8. Воспитывать у детей любовь к природе;
9. Прививать христианские добродетели : скромность,
милосердие, сострадание.
Оборудование: аудиокассета с музыкой; экологическое окно; мультимидийный проектор; 3 мольберта; 3 плаката с изображениями: лес, поле, водоём; силуэты птиц : лесные. хищные, водоплавающие: мяч; «Красная книга»; перо и чернильница; кукла- персонаж Незнайка: клетка.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за птицами в природе; подкормка птиц на
прогулке; изготовление кормушки на занятии с участием
родителей.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
3. Работа в экологическом окне, а также по материалам полочки
«Миры».
4. Изобразительная деятельность: рисование, лепка и
коллективная аппликация птиц.
5. Чтение познавательной и художественной литературы о
природе.
6. Знакомство с «Красной книгой», исчезающими видами
животных и растений.
7. Работа по русскому народному творчеству: загадки,
пословицы о птицах, о весенних явлениях природы.
8. Беседы на тему: «Если птичка живёт дома», «Что страшнее
птицам зимой холод или голод», «Птицы нашего края».
9. Экологические игры: «Журавль», «Ворон», «Сокол и галка»,
«День и ночь», «В зимней столовой», «10 птичек - стайка»,
«Узнай по голосу, какая эта птичка».
10. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников: консультации «Экологическое воспитание в семье», «Экология и духовно нравственное воспитание ребёнка» : размещение материала в папку - передвижку: «Сороки», «Весновки», «Грачевник», «Правила поведения в природе», Посещения на дому и индивидуальные беседы.
Дети встают полукругом возле экологического окна. Звучит отрывок из песни «Светлое воскресенье».
Воспитатель читает стихотворение.
Осели снега, и закапало с крыши.
Взбирается солнце всё выше и выше.
Вздохнул тёмный лес, пробуждаясь от сна.
Приветливым ветром примчалась весна.
Почки толстые надулись,
С юга ласточки вернулись,
Чинят гнёздышки грачи,
Не пугай ты их! Молчи!
Дети, и в нашем экологическом окне наступила весна. Вы
согласны? (Да). Докажите. (Дети называют признаки весны).
А кто к нам прилетел? (Грач). А чем сейчас заняты грачи? (Вьют гнёзда). Дети, а какая птичка всю зиму с нами была, а с
наступлением весны улетела? (Снегирь). А куда она улетела? (На север, потому что она любит холод и выводит там птенцов). А это, что за птичка? (Синичка). А она от нас улетит? (Да). А куда? (В лес, там она летом живёт, потому что там она выводит птенцов. И летом в лесу есть для неё корм). Ребята, мы сегодня с вами утром разговаривали о науках, и я вам что-то обещала. Что? (Рассказать о новой науке). Да, и эта наука связана с птицами. Хотите послушать? (Да).
Дети садятся на стульчики напротив мультимидийного
проектора.
Есть такая наука, которая занимается изучением жизни птиц - орнитология. А учёных, занимающихся этой наукой
называют орнитологами. Орнитологи изучают внешний вид, повадки птиц. Тщательно исследуют их место обитания, особенности их питания и выведения птенцов. Они даже знают о продолжительности жизни птиц. А как же всё это они узнают? Для того, чтобы получить все эти знания учёные много путешествуют по всему миру. Они наблюдают за птицами, фотографируют их. А ещё учёные - орнитологи
кольцуют птиц, т. е. надевают на лапку птицы колечко с номером. Потом птичку отпускают на волю. Кольцуют птиц для того, чтобы узнать пути их перелёта, места зимовок. А нужно изучать жизнь птиц? (Нужно. Потому что они приносят пользу). А какую пользу? (Уничтожают в лесах, полях и садах вредных насекомых. Ловят мышей и вредных грызунов, которые наносят вред полям и разносят болезни. Птицы переносят семена. Они красиво поют и радуют нас своей красотой). Правильно, а ещё раньше на Руси не было шариковых ручек и люди писали птичьими перьями.
Воспитатель показывает перо.
Учёные - орнитологи заметили, что некоторых птиц на нашей планете осталось совсем мало. Этих птиц занесли в «Красную книгу».
(Показ книги, тех страниц, где птицы).
Вот их как много на грани исчезновения. А что же нужно делать для того, чтобы сохранить наших крылатых помощников? (Заботиться о них, беречь их). Чтобы от вредных насекомых Сады цветущие не гибли зря, Всегда, в любое время года Берегите птиц, друзья!
Итак, ребята, сегодня мы познакомились с новой наукой -орнитологией и с работой учёных орнитологов. А ещё мы узнали, как много полезной информации учёные - орнитологи передают нам. А хорошие ли знания у нас о птицах, мы сейчас узнаем. Внимание на экран! Отгадайте по клюву птичку и скажите, зачем ей такой клюв?
Показ на экране мультимидийного проектора серию картинок с изображением клювов птиц, а затем самих птиц. Какая птица имеет такой клюв? (Такой клюв имеет птица клёст). Правильно. Зачем ему такой клюв? (Чтобы орешки из шишек выклёвывать).
А это чей клюв? (Это клюв пеликана.) Правильно. Вот он. А ему зачем такой клюв? (Он ловит рыбу и откладывает в мешок, а потом достаёт и ест или кормит птенцов).
А у какой птички вот такой клюв? (Такой клюв у колибри). Верно. А почему у неё такой длинный клюв? (Длинный клюв ей нужен, чтобы доставать пыльцу из цветов).
Дети, случилась беда. В лесу насекомые вредители поедают листочки на деревьях. В полях грызуны уничтожают посевы. А на водоёме кругом пусто и тишина. И нет нигде ни одной птицы. Давайте мы их расселим туда, где нуждаются в их помощи. На трё х мольбертах размещены плакаты с зонами: лес, поле, водоём. На столе лежат силуэты различных птиц : хищных, лесных, водоплавающих. Дети самостоятельно размещают птиц по зонам.
Молодцы! Правильно расселили: водоплавающих в водоём, насекомоядных птиц в лес, а хищных птиц на поле. А сейчас снова вернёмся на стульчики.
Дети садятся на стульчики. Продолжается работа с мультимидийным проектором
Птиц любят за красивое пение. Пение каждой птички особенное, у некоторых оно простое, как например, у воробья чик - чирик, а некоторые птицы «выговаривают целые фразы». Вспомните птицу, которая как-бы говорит: «Сено неси, да не треси-и-и». (Я думаю, что это птица овсянка). Да, вот она (показ на проекторе)
А. это, что за птица? (Это птица - удод). А как она поёт? («Худо тут! Худо тут!») (показ).
А что это за птичка, которая как-бы спрашивает «Чечевицу видел? Чечевицу видел?» (Это птичка - чечевица). Да, правильно (показ). А эта птичка поё т: «Те - тень — ка, те - тень — ка». (Так поёт птичка - пеночка) (показ}.
«Спиридон приди, прпди, чай пить, чай пить». Что это за птичка так говорит? (Так говорит дрозд) (показ,
А какая птичка перед дождём мяучит, как кошка, а в солнечную погоду как-бы играет на флейте? (Я думаю, что это - иволга) (показ). Молодцы.
Дети, названия многим птицам люди давали за разные их качества. Давайте мы с вами попытаемся узнать имя птички и сказать, почему её так называют. Показ картинок на экране.
Как зовут эту птичку? (Эту птичку зовут вертишейкой. Она всегда вертит шеей за это её так и назвали).
А эту птичку как называют? (Это птичка - трясогузка. Хвостиком трясёт, поэтому её так и назвали).
А это что за птичка? (Это птичка-снегирь. С первым снегом к нам прилетает). С чем можно сравнить грудку снегиря? (С мордовским мокшанским украшением цивкой).
А как зовут эту птичку? (Зовут эту птичку красношейкой). Есть много притч и легенд о птицах. А какую легенду вы знаете о красношейке? (Рассказ детей).
А вот эту птичку зовут. (Синичка). Какую притчу вы о ней знаете? (Рассказ детей). Да. Синичка получила свои цвета перышек за скромность.
Про птиц существует много пословиц. А вы их знаете? Давайте мы с вами поиграем в игру «Продолжи пословицу». Игра «Продолжи пословицу». Дети встают в круг. Воспитатель встаёт в центр круга и говорит начало пословицы, бросает мяч ребёнку, он договаривает пословицу до конца. Пословицы:
1. Увидел скворца - знать весна у крыльца.
2. Ворон за море летал, умней не стал.
3. Рано пташка запела, как бы кошка не съела.
4. Без хвоста птица - ком.
5. Глупой птице свой дом не мил.
6. Красна птица пером, а человек умом.
7. Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал.
8. О том кукушка и кукует, что гнезда у неё нет.
9. Невесело птичке в золотой клетке.
10. Рябчики бегут, ровно бруснички катятся.
Молодцы, дети, много пословиц о птицах знаете.
Дети садятся на стульчики.
А сейчас проведём блиц вопросов. Я буду задавать вопросы, а вы должны быстро отвечать на них.
1. Какая птица выводит птенцов в любое время года? (Клёст).
2. Какая птица питается насекомыми на лету? (Ласточка).
3. Какая птица вниз головой бегает? (Поползень).
4. Какая птица откладывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка).
5. У какой птицы перья покрыты не перьями, а чешуёй? (Пингвин).
6. Что птицам страшнее холод или голод? (Голод).
7. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)
8. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла).
9. Какая птица выше всех летает? (Орёл).
10. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь).
Молодцы, дети! Очень много вы знаете о птицах. А какая же наука
изучает птиц? (Наука, которая изучает птиц, называется -
орнитология). Может быть кто-нибудь из вас в будущем будет
орнитологом и внесёт свои знания в эту науку.
Стук в дверь.
Давайте посмотрим, кто это там.
Воспитатель заносит куклу Незнайку, и пустую клетку.
Незнайка. Ребята, вы так много знаете о птицах. Я хотел вам сделать подарок, поймать синичку и подарить вам, вы её будите любить, конфетами кормить. Но у меня ничего не получилось. Может быть, вместе поймаем?
Дети. Незнайка нельзя в клетке держать эту птичку, в клетках живут домашние птицы, а синичка - дикая птичка, она должна жить на воле, иначе она погибнет. А на воле она будет петь, выводить птенцов и приносить нам пользу.
Воспитатель. Эх, Незнайка, для диких птиц
Вредны наши ласки :
С них закрыли бы они
Ведь навеки глазки.
Правда! Правда! И синичка
Не снесла б неволи.
Пусть летает в небе она
И живёт на воле!
Ты понял, Незнайка? А для того, чтобы птицы почувствовали нашу заботу и любовь мы лучше сейчас пойдём на улицу к нашей кормушке и покормим их зёрнышками. И ты, Незнайка, пойдём с нами. Дети собираются на прогулку кормить птиц.