МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию «Птицы — наши друзья» для детей старшей группы

Татьяна Клементьева
Конспект занятия по познавательному развитию «Птицы — наши друзья» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

1. Познакомить детей с наукой орнитологией,

работой учёных - орнитологов;

2. Уточнять представление детей о признаках весны;

3. Продолжать развивать умение устанавливать связи между

живой и неживой природой;

4. Развивать умение анализировать структуру объекта,

вычленяя яркие признаки внешнего вида птиц, их поведения,

способов передвижения, издаваемых звуков;

5. Учить классифицировать птиц по заданным признакам;

6. Развивать память, мышление, связную речь детей;

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Птицы — наши друзья“ для детей старшей группы» размещена в разделах

7. интегрировать духовно-нравственный компонент в

экологическое воспитание;

8. Воспитывать у детей любовь к природе;

9. Прививать христианские добродетели : скромность,

милосердие, сострадание.

Оборудование: аудиокассета с музыкой; экологическое окно; мультимидийный проектор; 3 мольберта; 3 плаката с изображениями: лес, поле, водоём; силуэты птиц : лесные. хищные, водоплавающие: мяч; «Красная книга»; перо и чернильница; кукла- персонаж Незнайка: клетка.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за птицами в природе; подкормка птиц на

прогулке; изготовление кормушки на занятии с участием

родителей.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

3. Работа в экологическом окне, а также по материалам полочки

«Миры».

4. Изобразительная деятельность: рисование, лепка и

коллективная аппликация птиц.

5. Чтение познавательной и художественной литературы о

природе.

6. Знакомство с «Красной книгой», исчезающими видами

животных и растений.

7. Работа по русскому народному творчеству: загадки,

пословицы о птицах, о весенних явлениях природы.

8. Беседы на тему: «Если птичка живёт дома», «Что страшнее

птицам зимой холод или голод», «Птицы нашего края».

9. Экологические игры: «Журавль», «Ворон», «Сокол и галка»,

«День и ночь», «В зимней столовой», «10 птичек - стайка»,

«Узнай по голосу, какая эта птичка».

10. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников: консультации «Экологическое воспитание в семье», «Экология и духовно нравственное воспитание ребёнка» : размещение материала в папку - передвижку: «Сороки», «Весновки», «Грачевник», «Правила поведения в природе», Посещения на дому и индивидуальные беседы.

Дети встают полукругом возле экологического окна. Звучит отрывок из песни «Светлое воскресенье».

Воспитатель читает стихотворение.

Осели снега, и закапало с крыши.

Взбирается солнце всё выше и выше.

Вздохнул тёмный лес, пробуждаясь от сна.

Приветливым ветром примчалась весна.

Почки толстые надулись,

С юга ласточки вернулись,

Чинят гнёздышки грачи,

Не пугай ты их! Молчи!

Дети, и в нашем экологическом окне наступила весна. Вы

согласны? (Да). Докажите. (Дети называют признаки весны).

А кто к нам прилетел? (Грач). А чем сейчас заняты грачи? (Вьют гнёзда). Дети, а какая птичка всю зиму с нами была, а с

наступлением весны улетела? (Снегирь). А куда она улетела? (На север, потому что она любит холод и выводит там птенцов). А это, что за птичка? (Синичка). А она от нас улетит? (Да). А куда? (В лес, там она летом живёт, потому что там она выводит птенцов. И летом в лесу есть для неё корм). Ребята, мы сегодня с вами утром разговаривали о науках, и я вам что-то обещала. Что? (Рассказать о новой науке). Да, и эта наука связана с птицами. Хотите послушать? (Да).

Дети садятся на стульчики напротив мультимидийного

проектора.

Есть такая наука, которая занимается изучением жизни птиц - орнитология. А учёных, занимающихся этой наукой

называют орнитологами. Орнитологи изучают внешний вид, повадки птиц. Тщательно исследуют их место обитания, особенности их питания и выведения птенцов. Они даже знают о продолжительности жизни птиц. А как же всё это они узнают? Для того, чтобы получить все эти знания учёные много путешествуют по всему миру. Они наблюдают за птицами, фотографируют их. А ещё учёные - орнитологи

кольцуют птиц, т. е. надевают на лапку птицы колечко с номером. Потом птичку отпускают на волю. Кольцуют птиц для того, чтобы узнать пути их перелёта, места зимовок. А нужно изучать жизнь птиц? (Нужно. Потому что они приносят пользу). А какую пользу? (Уничтожают в лесах, полях и садах вредных насекомых. Ловят мышей и вредных грызунов, которые наносят вред полям и разносят болезни. Птицы переносят семена. Они красиво поют и радуют нас своей красотой). Правильно, а ещё раньше на Руси не было шариковых ручек и люди писали птичьими перьями.

Воспитатель показывает перо.

Учёные - орнитологи заметили, что некоторых птиц на нашей планете осталось совсем мало. Этих птиц занесли в «Красную книгу».

(Показ книги, тех страниц, где птицы).

Вот их как много на грани исчезновения. А что же нужно делать для того, чтобы сохранить наших крылатых помощников? (Заботиться о них, беречь их). Чтобы от вредных насекомых Сады цветущие не гибли зря, Всегда, в любое время года Берегите птиц, друзья!

Итак, ребята, сегодня мы познакомились с новой наукой -орнитологией и с работой учёных орнитологов. А ещё мы узнали, как много полезной информации учёные - орнитологи передают нам. А хорошие ли знания у нас о птицах, мы сейчас узнаем. Внимание на экран! Отгадайте по клюву птичку и скажите, зачем ей такой клюв?

Показ на экране мультимидийного проектора серию картинок с изображением клювов птиц, а затем самих птиц. Какая птица имеет такой клюв? (Такой клюв имеет птица клёст). Правильно. Зачем ему такой клюв? (Чтобы орешки из шишек выклёвывать).

А это чей клюв? (Это клюв пеликана.) Правильно. Вот он. А ему зачем такой клюв? (Он ловит рыбу и откладывает в мешок, а потом достаёт и ест или кормит птенцов).

А у какой птички вот такой клюв? (Такой клюв у колибри). Верно. А почему у неё такой длинный клюв? (Длинный клюв ей нужен, чтобы доставать пыльцу из цветов).

Дети, случилась беда. В лесу насекомые вредители поедают листочки на деревьях. В полях грызуны уничтожают посевы. А на водоёме кругом пусто и тишина. И нет нигде ни одной птицы. Давайте мы их расселим туда, где нуждаются в их помощи. На трё х мольбертах размещены плакаты с зонами: лес, поле, водоём. На столе лежат силуэты различных птиц : хищных, лесных, водоплавающих. Дети самостоятельно размещают птиц по зонам.

Молодцы! Правильно расселили: водоплавающих в водоём, насекомоядных птиц в лес, а хищных птиц на поле. А сейчас снова вернёмся на стульчики.

Дети садятся на стульчики. Продолжается работа с мультимидийным проектором

Птиц любят за красивое пение. Пение каждой птички особенное, у некоторых оно простое, как например, у воробья чик - чирик, а некоторые птицы «выговаривают целые фразы». Вспомните птицу, которая как-бы говорит: «Сено неси, да не треси-и-и». (Я думаю, что это птица овсянка). Да, вот она (показ на проекторе)

А. это, что за птица? (Это птица - удод). А как она поёт? («Худо тут! Худо тут!») (показ).

А что это за птичка, которая как-бы спрашивает «Чечевицу видел? Чечевицу видел?» (Это птичка - чечевица). Да, правильно (показ). А эта птичка поё т: «Те - тень — ка, те - тень — ка». (Так поёт птичка - пеночка) (показ}.

«Спиридон приди, прпди, чай пить, чай пить». Что это за птичка так говорит? (Так говорит дрозд) (показ,

А какая птичка перед дождём мяучит, как кошка, а в солнечную погоду как-бы играет на флейте? (Я думаю, что это - иволга) (показ). Молодцы.

Дети, названия многим птицам люди давали за разные их качества. Давайте мы с вами попытаемся узнать имя птички и сказать, почему её так называют. Показ картинок на экране.

Как зовут эту птичку? (Эту птичку зовут вертишейкой. Она всегда вертит шеей за это её так и назвали).

А эту птичку как называют? (Это птичка - трясогузка. Хвостиком трясёт, поэтому её так и назвали).

А это что за птичка? (Это птичка-снегирь. С первым снегом к нам прилетает). С чем можно сравнить грудку снегиря? (С мордовским мокшанским украшением цивкой).

А как зовут эту птичку? (Зовут эту птичку красношейкой). Есть много притч и легенд о птицах. А какую легенду вы знаете о красношейке? (Рассказ детей).

А вот эту птичку зовут. (Синичка). Какую притчу вы о ней знаете? (Рассказ детей). Да. Синичка получила свои цвета перышек за скромность.

Про птиц существует много пословиц. А вы их знаете? Давайте мы с вами поиграем в игру «Продолжи пословицу». Игра «Продолжи пословицу». Дети встают в круг. Воспитатель встаёт в центр круга и говорит начало пословицы, бросает мяч ребёнку, он договаривает пословицу до конца. Пословицы:

1. Увидел скворца - знать весна у крыльца.

2. Ворон за море летал, умней не стал.

3. Рано пташка запела, как бы кошка не съела.

4. Без хвоста птица - ком.

5. Глупой птице свой дом не мил.

6. Красна птица пером, а человек умом.

7. Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал.

8. О том кукушка и кукует, что гнезда у неё нет.

9. Невесело птичке в золотой клетке.

10. Рябчики бегут, ровно бруснички катятся.

Молодцы, дети, много пословиц о птицах знаете.

Дети садятся на стульчики.

А сейчас проведём блиц вопросов. Я буду задавать вопросы, а вы должны быстро отвечать на них.

1. Какая птица выводит птенцов в любое время года? (Клёст).

2. Какая птица питается насекомыми на лету? (Ласточка).

3. Какая птица вниз головой бегает? (Поползень).

4. Какая птица откладывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка).

5. У какой птицы перья покрыты не перьями, а чешуёй? (Пингвин).

6. Что птицам страшнее холод или голод? (Голод).

7. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

8. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла).

9. Какая птица выше всех летает? (Орёл).

10. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь).

Молодцы, дети! Очень много вы знаете о птицах. А какая же наука

изучает птиц? (Наука, которая изучает птиц, называется -

орнитология). Может быть кто-нибудь из вас в будущем будет

орнитологом и внесёт свои знания в эту науку.

Стук в дверь.

Давайте посмотрим, кто это там.

Воспитатель заносит куклу Незнайку, и пустую клетку.

Незнайка. Ребята, вы так много знаете о птицах. Я хотел вам сделать подарок, поймать синичку и подарить вам, вы её будите любить, конфетами кормить. Но у меня ничего не получилось. Может быть, вместе поймаем?

Дети. Незнайка нельзя в клетке держать эту птичку, в клетках живут домашние птицы, а синичка - дикая птичка, она должна жить на воле, иначе она погибнет. А на воле она будет петь, выводить птенцов и приносить нам пользу.

Воспитатель. Эх, Незнайка, для диких птиц

Вредны наши ласки :

С них закрыли бы они

Ведь навеки глазки.

Правда! Правда! И синичка

Не снесла б неволи.

Пусть летает в небе она

И живёт на воле!

Ты понял, Незнайка? А для того, чтобы птицы почувствовали нашу заботу и любовь мы лучше сейчас пойдём на улицу к нашей кормушке и покормим их зёрнышками. И ты, Незнайка, пойдём с нами. Дети собираются на прогулку кормить птиц.

Публикации по теме:

«Мы и наши друзья-животные» — конспект занятия по познавательному развитию Цели: 1. Побуждать детей к проявлению заботы о детенышах животных. 2. Развивать готовность оказывать помощь животным, которые в ней нуждаются.

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Птицы — наши друзья» Программное содержание: уточнить представления детей о зимующих и перелетных птицах; учить распознавать их на картинках. Установить связи.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Наши друзья — деревья» " Наши друзья - деревья" Программное содержание: Образовательные задачи: -Углублять экологические знания детей на основе представлений детей.

Конспект занятия для детей средней группы по познавательному развитию «Наши помощники-дорожные знаки» с использованием ИКТКонспект занятия для детей средней группы по познавательному развитию «Наши помощники-дорожные знаки» с использованием ИКТ Цели и задачи: 1. Уточнить и закрепить знания об опасных ситуациях на дороге, о причинах возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы на тему «Весна» Цель: • Расширять и систематизировать знания детей об изменениях в природе ранней весной. • Учить отвечать на вопросы распространёнными.

Конспект занятия в старшей коррекционной по зрению группе «Птицы — наши друзья!» Цель: Уточнить представление детей о жизни птиц. Задачи: Активизировать словарь детей, закрепить умение определять место звука в слове.

Конспект музыкально-тематического занятия «Птицы — наши друзья» в средней группе ДОУ Конспект зимнего досуга в средней группе детского сада Конспект музыкально-тематического занятия на тему «Птицы – наши друзья» в средней.

Развлечение с участием родителей для детей старшей группы «Птицы наши друзья» Цель: Развитие стремления к здоровому образу жизни, интерес к туризму и познанию природы у детей дошкольного возраста. Развивать двигательные.

Сценарий весеннего праздника «Животные и птицы — наши друзья» для детей 2-ой младшей группы. Дети входят в зал под пение птиц (запись, садятся на стульчики. Воспитатель: На нашей планете живут Чудесные создания. Они летают и поют.

Занятие по развитию речи «Птицы-наши друзья» Конспект по развитию речи с учетом формирования коммуникативной компетентности у детей в средней группе на тему: «Птицы - наши друзья».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Птицы — наши друзья» для детей старшей группы
Опубликовано: 23 сентября 2015 в 09:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Птицы — наши друзья» для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Клементьева (УИ 360549) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД