Наталья Моженко
Занятие по развитию речи «Птицы-наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи
с учетом формирования коммуникативной компетентности у детей
в средней группе на тему: «Птицы - наши друзья»
Цели:
1. Расширить и закрепить представления детей о птицах; о частях тела птиц,
2. Развивать умения детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице; понятия «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
3. Упражнять детей:
Публикация «Занятие по развитию речи „Птицы-наши друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений;
- в умении классифицировать;
4. Развивать разговорную речь.
5. Развивать наблюдательность, умение делать вывод, мелкую моторику пальцев рук.
6. Развивать коммуникативные способности детей.
7. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование:
Фланелеграф и изображением дерева, иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц, способов перелета птиц, шапочки птиц, шкатулка с кормом для птиц, мнемотаблица «Птицы», перья птиц, иллюстрации «Птицы» для раскрашивания, блюдце с маслом, мяч, обруч, аудиозапись голосов и пения птиц, презентация «Птицы наши друзья!».
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия:
Дети садятся за обруч.
- Ребята, давайте поздороваемся, т. е. отдадим частицу тепла и радости друг другу (дети берутся за руки и с закрытыми глазами друг другу руки).
Дети открывают глаза и видят шкатулку.
-Что это за шкатулка? Что там внутри? (заглядываю)
- Это же клюв. А чей он, мы узнаем, если отгадаем загадку:
Днем спит, ночью летает
И прохожих пугает. (Сова)
Надеваю шапочку совы ребенку.
- Скажите, где живет сова? (ответ детей)
- Знаете ли вы соседей. Которые живут вместе с совой в лесу? (ответы детей)
- Правильно, это обитатели леса. (раздаю детям картинки зверей птиц, насекомых – дети группируются по классификации животные, птицы, насекомые).
- Молодцы! Мы помогли сове распределить обитателей леса.
- К каким обитателям относится сова? Как догадались? ( ответы детей: есть крылья, перья, клюв, умеет летать, питаются насекомыми)
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв).
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)
Просмотр презентации (Приложение 1)
Предлагаю детям выбрать шапочки птиц и надеть их.
- Ребята, вокруг себя повернитесь и в птиц превратитесь!
- Представьтесь и расскажите о себе?
( Рассказы детей по мнемотаблице: название, размеры частей тела, окраска, питание, жилище, польза для природы и человека. После рассказывания дети снимают шапочки).
Упражнение «Скажи одним словом»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий).
У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый).
У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).
Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая).
У ласточки острые крылья, она … (острокрылая).
У воробья быстрые крылья, он….(быстрокрылый).
У грача толстый клюв, он (толстоклювый).
У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др.
- По каким признакам еще отличаются птицы друг от друга? (перелетные и зимующие)
Упражнение «Отгадай и присядь»
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.
(Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.)
- Почему птиц называют перелетными? (Потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой).
- Ребята, вы обращали внимание, что некоторые птицы летают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
-
Физминутка
Десять птичек стайка.
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … (насекомые прячутся и им нечем питаться).
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что … (он достает жучков и насекомых из-под коры).
Все люди любят слушать соловья, потому что … (он красиво поет, заливается) и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов).
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем).
Беседа: Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Еще помешать птицам в совершении длительного перелета может состояние экологии: заводы и фабрики выбрасывают свои отходы в окружающую среду. Птицы заболевают.
- Как отличить здоровую птицу от больной? (плохо летает, медленно передвигается, оперение тусклое, перья слипшиеся)
Эксперимент:
- Посмотрите, у меня в руках два одинаковых по форме и размеру пера с одной и той же птицы (поднимаю перья на одинаковую высоту и отпускаю).
- Что вы заметили? (Приземлились почти одновременно)
- А сейчас одно перо опустим в масло (повторяем опускание перьев с высоты)
- Что измелилось? (Перо в масле приземлилось быстрее)
- Какой же вывод можем сделать? (больная птица со слипшимися перьями не может согреваться, летать, передвигаться)
- Чем мы можем помочь птицам? (подкармливать, заботиться о чистоте природы)
- в шкатулке фигурки птиц для раскрашивания, предлагаю детям раскрасить и посадить на дерево (фланелеграф).
В шкатулке остался корм, когда мы пойдем на улицу, прогулке подкормим птиц ( дети выбирают с объяснением: зерна для воробьев, семечки для голубей, сорок).
Итог занятия : В Крыму обитает много разных птиц, потому что в Крыму благоприятный климат и природа!