МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Птицы — наши друзья»

Любовь Никонова
Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание: уточнить представления детей о зимующих и перелетных птицах; учить распознавать их на картинках. Установить связи между весенними изменениями в природе и перелетом птиц. Воспитывать у детей интерес к наблюдениям за птицами, бережное к ним отношение.

Ход занятия.

Воспитатель: «Ребята, представьте себе, что мы вместе с вами оказались в лесу: вокруг стоят деревья, течет ручеек, слышны голоса птиц. Пожалуйста, закройте глаза и прислушайтесь».

(Включается грамзапись «Голоса весеннего леса»).

Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах

Воспитатель: «Слышите, птицы поют!

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна».

- А какие весенние месяцы вы знаете?

(Ответы детей):

- Весной день становится длиннее, пригревает солнышко.

- Какие еще признаки весны вы знаете?

Дети отвечают: появились проталины, на крышах сосульки. Слышны голоса птиц и т. д.

Воспитатель: «А какие загадки, пословицы о весне вы знаете?"

(Ответы детей).

Воспитатель: «Где ты, солнышко? Проснись!

Где ты, скворушка? Вернись!

Сыпать снег зима устала,

Кап-кап-кап, весна настала.

С приходом весны все вокруг оживает: солнце светит ярче, теплее, весело звенят ручьи, звонко поют птицы. Домой возвращаются перелетные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетают в теплые края.

Все ли птицы улетали в теплые края?"

(Ответы детей).

- А какие зимовали с нами?

Дети отвечают: сорока, ворона, воробей, синица, клест, дятел и другие.

- Правильно. Как называются эти птицы?

- Зимующие.

- Как жилось птицам зимой? Чем питаются птицы в лесу?

Ответы детей: ягодами, семенами растений, семена шишек.

Дети рассматривают на картинках зимующих птиц и делают краткое описание сороки, снегиря, синицы, дятла.

Воспитатель: «А сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Летят!» Когда я буду называть тех, кто летает, вы будете махать руками, изображая птиц.

Заклички.

1. Грачи летят, на всю Русь кричат!

2. Журавли летят, на всю Русь трубят!

3. Поросята визжат, полосаты летят!

4. Синицы летят, летят, кричат!

5. Комары летят, звенят, пищат!

6. Медвежата летят, полосаты рычат!

7. Воробьи летят, «чик-чирик» кричат!

8. Жуки жужжат, «жу-жу-жу» летят!

9. Вороны летят, «кар-кар-кар» кричат!"

(После чтения каждой заклички, если в ней говорится о птицах, насекомых, дети «машут крыльями». Дети садятся).

Воспитатель: «Красное солнышко греет землю, дует легкий ветерок. По овражкам бегут, звенят веселые ручейки, скоро зазеленеет кудрявая березка, расцветет душистая черемуха. Бабочки и пчелы проснулись и летят над цветами. А какие птицы прилетают к нам весной? Давайте поговорим о них. Какая птица прилетает первой?

Дети: «Грач!»

Выходит ребенок в шапочке грача: «А я вестник весны. Самым первым из всех перелетных птиц я возвращаюсь на родину. Я устраиваю свое гнездо на высоких деревьях из прутьев, сухой травы и соломинок. Очень люблю искать червяков и ищу там, где пашут землю или копают огороды. Осенью улетаю в теплые края, так как боюсь голода".

Воспитатель: «Ребята, послушайте пожалуйста, как описывает грачей писатель В. Бианки.

(Читает отрывок «Синичкин календарь. Март».)

Вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки, зяблики, ласточки, журавли. Зимой люди заботятся о птицах и делают для них кормушки. Весной же мастерят скворечники. Если грачи строят себе гнезда на деревьях, то скворцы любят более прочные дома. Их крепят на деревьях на опушках леса. Некоторые птицы вьют гнезда прямо на земле, на пашне. Это жаворонки. Птичка маленькая, а поет необычно красиво.

Между небом и землей

Песня раздается,

Между небом и землей

Жаворонок вьется.

У него песня звонкая, высокая. Видно, жаворонок раньше всех о весне услышал и поет об этом в своей песне. Композитор П. И. Чайковский написал пьесу и назвал ее «Песнь жаворонка». Послушайте ее".

(Прослушивание грамзаписи. Впечатления детей).

Сюрпризный момент: появляется ребенок, одетый в костюм «старичка-лесовичка»:

«Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто.

Раз, увидев воробья

Страшно испугался,

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся.»

Лесовичок: «Я принес для вас сказочное письмо». (Дает воспитателю конверт).

Воспитатель: «Ребята! Это не просто письмо, а какие-то картинки.

(Проводится дидактическая игра «Узнай птицу по картинке»).

Раздать детям карточки.

Задание: по картинке узнать птицу, зимующая или перелетная?

Дети занимают нужные домики.

Зимующая - голубой домик.

Перелетная - зеленый.

Воспитатель: «Посмотрим, все ли правильно заняли свои домики.

(Привлечь детей к анализу, дать положительную оценку).

Ребята! Мы с вами очень многое узнали о зимующих и перелетных птицах. А какую пользу приносят птицы человеку, природе?"

(Уничтожают насекомых, сохраняют урожай, лечат деревья).

- Птицы доставляют много радости человеку, внося оживление в окружающую среду. Весенние песни создают у людей приятное настроение. Давайте бережно относиться к птицам, помогать им переносить суровые испытания зимы, устраивать кормушки, охранять весной и летом гнезда с птенцами, чтобы каждый из вас про себя мог сказать:

Я ребята, птиц люблю,

Никогда их не ловлю

Ни ловушками, ни в сети,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону.

Ни скворца, ни воробья,

Ни сороки, ни вороны,

Не обидел в жизни я.

Дети, берегите птиц! Птицы наши друзья!

(Раздача подарков от «старичка-лесовичка»).

Предварительная работа.

1. Рассматривание иллюстрации с картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

2. Прослушивание кассеты «Голоса птиц и зверей (соловей, синица, грач, жаворонок и др.)».

3. Чтение художественных произведений:

Г. Скребицкий «Синица и соловей»,

К. Д. Ушинский «Ласточка»,

Александрова «Новая столовая».

4. Дидактическая игра «Узнай по голосу».

5. Пословицы, загадки, стихотворения о весне, о птицах.

6. Коллективная аппликация «Снегири и синицы».

Публикации по теме:

«Птицы — наши друзья». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Птицы – наши друзья»Задачи:- Обобщить и закрепить знания детей о птицах. - Продолжать формировать навыки диалогической и монологической.

Мастер-класс по развитию речи с использованием схем «Птицы — наши друзья» в подготовительной к школе группе План – конспект мастер – класса «Птицы - наши друзья». Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Птицы — наши друзья»
Опубликовано: 16 июня 2015 в 13:17
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Птицы — наши друзья»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Никонова (УИ 348884) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД