Лариса Чунарева
Конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Перелетные птицы
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Орска”
Конспект
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция с другими ОО: Социально-коммуникативное, Физическое, Речевое
Возрастная группа: старшая (5 -7 лет)
Воспитатель: Чунарева Л. Д.
Присутствовало детей ___
Присутствовало гостей ___
Дата проведения ___
Тема: “Перелетные птицы”
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Перелетные птицы“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: расширение представления о перелетных птицах
ЗАДАЧИ:
Образовательные: дать представление о способах перелета перелетных птиц, упражнять в умении классифицировать перелетных и зимующих птиц, работать по карточкам - операторам, в умении согласовывать существительные с качественными прилагательными, упражнять детей в назывании птенцов птиц
Развивающие : развивать умение логически мыслить, мелкую моторику
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, усидчивость, любовь к родному краю, доброе, заботливое отношение к птицам
Демонстрационный материал: игрушка “Солнышко”, наглядный материал “Птицы”, наглядный материал “Как летят птицы”, операторы “Строение птицы”, операторы “Как нужно обращаться с птицами”
Раздаточный материал: игра “Сложи птицу”, карточки птиц для игры “Зимующие и перелетные птицы”
Методы и приемы:
Игровой, наглядный, словесный, анализ занятия.
Ход ОД.
Орг момент.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю
Я вас всех приветствую!
К нам пришли гости, подарите им хорошее настроение.
Воспитатель:На дворе звенит капель,На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.
- Ребята о каком времени года говорится в стихотворении (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, о весне.
- Как называются весенние месяцы?
- Первый месяц весны называется
- Второй месяц называется
- Третий месяц весны называется
Воспитатель: – Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу солнышко и придумывать красивые слова о весне. Весна, какая?
Дети: – Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т. д.
Воспитатель: - С каждым днем становится теплее, оживает вся природа, что вы можете сказать о жизни птиц весной (ответы детей).А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные).
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру “Зимующие и перелетные птицы”. Подойдите к столу и выберите любую картинку, рассмотрите внимательно и подойдите к солнышку - летят перелетные птицы, или к снежинке - летят зимующие птицы. (взаимопроверка)
Воспитатель: – Почему этих птиц называют перелётными?
Дети: – Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
Воспитатель:– Почему птицы улетают осенью?
Дети: – Потому что становится холодно и нечем питаться.
Воспитатель: – Что для перелётных птиц страшнее : холод или голод?
Дети: – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
Воспитатель:– Весной у птиц много важных дел.
Что делают птицы весной? чем весной занимаются птицы
Дети: Строят птицы гнезда.
Воспитатель: Правильно, ребята. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые. Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?
Дети: Отложить яйца, вывести птенцов.
Воспитатель: - Как называются птенцы?
Дидактическая игра «Назови птенцов» с мячом
У утки – утята
У гуся – гусята
У аиста – аистята
У грача – грачата
У скворца– скворчата
У соловья – соловьята
У журавля – журавлята
У кукушки – кукушата
У вороны - воронята
У сороки - сорочата
У воробя - воробьята
У галки - галчата
Физминутка:
«Я-дрозд, ты-дрозд» - игра на коммуникативное общение:(дети встают парами)
Я-дрозд, - (показывают каждый на себя)
И ты-дрозд - (показывают друг на друга)
У меня есть нос - (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)
И у тебя есть нос - (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)
У меня щёчки гладки - (показывают свои щёчки)
И у тебя щёчки гладки – (показывают щёчки соседа)
Мы два друга – (берутся за руки)
Мы любим друг друга – (показывают сердечки из пальчиков)
Воспитатель: Проходите за столы, осанка, ножки, ручки. Мы с вами знаем, что птицы летят к нам издалека. Мелкие птицы - ласточки, скворцы, малиновки - летят стаей. Журавли, лебеди летят клином, косяком летят гуси, утки, шеренгой или вереницей - летят цапли и могут летеь утки.
Летят больше ночью, т. к. меньше опасностей в пути. На отдыхе стая выставляет караульных птиц.
Врагов при перелете у птиц много. Это соколы и другие хищные птицы, звери, когда птицы отдыхают между перелетами на земле.
Также большую опасность во время перелета представляет дождь, во время которого плохая видимость, перья птиц намокают и становятся тяжелыми. Еще один враг - это туман. Во время тумана много птиц разбиваются о скалы или другие препятствия. Много гибнет птиц во время бурь и ураганов: ветер ломает им крылья, гонит в другую сторону, швыряет их в воду. Часто, при перелете через море, птицам приходится отдыхать на волнах. И тут много опасностей: хищные рыбы, медузы и др.
Перелет выдерживают только очень сильные и крепкие особи, которые хорошо летали, питались и хорошо отъелись перед перелетом.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что у всех птиц строение тела одинаковое (работа с операторами)
Птицы по величине бывают большие и маленькие, у всех есть клюв, два крыла и две лапы, тело покрыто перьями, у каждой птицы есть свой дом - гнездо, окрас перьев у всех птиц разный, все птицы питаются, и вылупляются из гнезда. А сейчас мы поиграем с вами в игру “Сложи птичку и расскажи о ней” (взаимопроверка)
(Если неправильно назвал, то попросить соседа помочь. навести порядок на столе)
Воспитатель: Посмотрите, внимательно, о чем говорят эти картинки. Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему.
Дети:
- Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
- Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
- Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
Воспитатель: А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
Дети:
Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.
Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов.
Мы никогда не услышим их чудных песен.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!
Птицы - наши помощники и друзья
Рефлексия.
Воспитатель: - Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?
Мы сегодня с вами говорили красивые слова о весне, играли в игру “Зимующие и прелетные птицы”, называли птенцов птиц, играли в игру “Собери птичку” -составляли целое из частей и рассказывали о птице, работали по операторам - строение птиц, рассказывали по знакам “Как необходимо обращаться с птицами”, а теперь оцените свою работу.
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, отвечали. Спасибо за занятие, а на следующих заняиях я вас научу делать такую птичку