Ирина Чачило
Конспект занятия по познавательному развитию «Осторожно, огонь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осторожно : огонь!»
Цель:
Формирование основ пожарной безопасности дошкольников, развитие познавательной деятельности.
Задачи :
• показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;
• развивать познавательные интересы дошкольников, коммуникативные и речевые качества
• воспитывать доброе отношение к окружающим и друг к другу, чувство патриотизма.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Осторожно, огонь!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
• закрепить знания о правилах пожарной безопасности
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Пояснительная записка
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных.
Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека
Испытывая чувство страха, взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т. п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но и отработать действия поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия, игровые упражнения способны предостеречь ребёнка от беды. Считаю актуальным проведение занятия «Осторожно, огонь!» в деятельности дошкольного учреждения.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций «Пожарная безопасность»;
• чтение художественных произведений: «Сказка о непослушной спичке» В. Ткачева, «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого, загадки про пожар, отрывок из стихотворения С. В. Михалкова «Дядя Степа»;
• дидактические игры: «Горит - не горит», «Что нужно пожарным»;
• «диалоги по телефону», «Если возникает пожар», «Хорошо-плохо»;
• беседа по сюжетным картинкам.
Оборудование: иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций, где огонь – друг или враг; наборы цифр, иллюстрации с изображением предметов тушения пожара; картинки по пожарной безопасности; дидактические игры; плакаты по пожарной безопасности.
Ход занятия.
Представьте, что наша группа - это пожарная часть, а мы с вами пожарные. Итак, наша задача состоит в том, чтобы показать свои знания по пожарной безопасности и приобрести новые.
Каждый человек стремится, обустроить свой дом как можно уютнее и удобнее. И в этом ему помогает то, о чём говорится в загадке, послушайте.
С языком, а не лает, без зубов, а кусает (ответы детей).
Это огонь.
Правильно огонь. Давайте с вами поговорим, что же значит для человека огонь, опасен он или полезен?
1. Беседа: «Нужен ли человеку огонь? Враг он или друг?»
Огонь – враг : огонь всегда сопровождал войны, он сгубил множество человеческих жизней, огонь- враг, если к нему относиться небрежно.
Огонь- друг : от огня светло, огонь даёт человеку тепло, можно приготовить еду, обогревает жилище.
Без огня невозможна жизнь на Земле - даже в древние времена люди добывали огонь трением, высеканием камнем о камень и поддерживали его постоянно, дежурили,чтобы он не погас.
Огонь- символ : люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, которые сражались за Родину,
Огонь, зажжённый в далёкой Олимпии, несут в факельной эстафете участники международных олимпиад.
2. Наши друзья.
Ребята! Сейчас я прочитаю вам сказку, а вы должны её внимательно послушать и ответить на вопросы.
«Огненный король»
В некотором царстве, в некотором государстве жил был король, звали его Огонь. Был он суровый и злой, все его боялись и старались стороной обходить. Где ступит его нога, там пожар разгорается, чёрные клубы дыма в небо поднимаются, ядовитый газ глаза режет, от домов только пепел остаётся. И служили ему придворные – Спички, коварные и опасные. И вот решили жители этого королевства проучить их. Однажды, когда они приготовились разжечь костёр, жители осторожно подкрались и затушили их водой. Закричали Спички, запаниковали и побежали к королю жаловаться. Разгневался король и решил, что только Огонь должен повелевать миром! Издал он Указ: «Всем жителям страны запрещается пользоваться водой, все водоканалы засыпать землёй». А Спички продолжали творить свои дела: поджигать сёла, деревни, леса. Не стало слышно трелей соловьёв, животные убежали. Трудно жителям стало жить без воды, а главное никто не знал, как теперь победить огонь и как бороться со Спичками.
В ту пору мимо королевства на коне проезжал принц, попросил он воды напиться, а жители рассказали ему о своей беде. Не горюйте,- я вашему горю помогу. Есть у меня отважные друзья – Пожарники, они первыми приходят на помощь, в считанные минуты вам помогут справиться с огнём и победить пожар. У них есть красные баллоны - огнетушители, им вода не нужна, они наполнены порошком и пеной.
Поблагодарили жители принца и стали ждать своих спасателей. Принц вернулся в своё царство и рассказал о беде жителей королевства, где правил король - Огонь.
В тот же час они в путь собрались. Затушили пеной все пожарища, а государство короля Огня - песком засыпали. Испугался король, взмолился о пощаде, что мол, не буду губить человеческие жизни, сжигать дома, буду другом - обогревать жилища, помогать готовить еду, давать тепло, свет от огня. Поверили ему жители. А принц попросил, чтобы беды новой не случилось, за Огнём приглядывать, не оставлять его без присмотра, не баловаться со спичками и не бросать непогашенные.
Вопросы:
• какое зло причинил король-Огонь?
• чем опасен пожар?
• кто помог победить пожар?
• какие качества проявились у пожарников?
• кто «друзья» пожарников?
Физкультминутка
Если вдруг пожар случился, - потереть глаза
Действуй смело и умело. – руки на пояс, повороты влево -вправо
Ты скорей его туши - взмахи руками вверх-вниз
и пожарным позвони – рисуют в воздухе «01»
3. Игра «Слушай внимательно».
Задаю в вопрос, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!».
Кто из вас, заметив дым, закричит: " пожар, горим!"
Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
Кто, увидев дым в огне, сообщит о беде?
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
4. А сейчас для вас, ребятки, загадаю я загадки.
• Дополните недостающие слова у стихотворных строк.
Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь (огонь).
• Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…
(пожарный)
• Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой.
А скорей залей…
(водой)
• Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими …
(спичками)
5. Ведущий: Ребята, существует много пословиц и поговорок об огне, о пожаре. Давайте вспомним некоторые из них.
Не играй, кошка, с огнем – лапу обожжешь.
Спички не игрушка, огонь не забава.
Один на пожаре не боец.
5. Игра «Вопрос- ответ».
Ребята показывают картинки и задают по картинкам следующие вопросы:
Ребё нок 1:Чем опасен пожар?
(открытый огонь, высокая температура воздуха, ядовитый газам, дым.)
Ребё нок 2: Чем опасны лесные пожары?
(Уничтожается лес, животные, пожар может достичь жилых построек.)
Ребё нок 3: как двигаться в сильно задымленном помещении?
(опуститься на четвереньки и продвигаться к выходу ползком - внизу меньше дыма, дышать через мокрую ткань -действия ребёнка)
Ребё нок 4:что вы сделаете, увидев человека в горящей одежде?
(не давать ему бегать, чтобы пламя не разгорелось сильнее; повалить человека на землю и заставить кататься, чтобы сбить пламя, или набросьте на него плотную ткань.)
Молодцы ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет сберечь здоровье и жизнь людей. Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом! Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, и детский сад, в который ходите!
6. Рефлексия.
Ребята, расскажите, о чем было наше занятие? Что нужно знать, чтобы не случилось пожара?
Дошкольники обмениваются впечатлениями, рассказывают, что запомнилось на занятии, какие правила нужно выполнять.
Воспитатель: в память о нашем занятии я дарю вам раскраски! (дошкольникам вручаются раскраски с изображением пожарной машины)
Список использованной литературы.
1. Шорыгина Т. А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М. : Сфера, 2005
2. М. М. Шигарова «Занятия по основам пожарной безопасности для детей»
3. Л. В. Максимчук Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности
4. Н. А. Аралина Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности
5. Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»
Приложение №1
Список художественной литературы для детей о пожарах
1. «Краденное солнце», «Путаница» - К. Чуковский.
2. «Кошкин дом», «Гори огонь, в печурочке» - По русским народным мотивам.
3. «Кошкин дом» - Т. Волынский.
4. «Дядя Степа» - С. Михалков.
5. «01», «Спички» - Е. Новочихин.
6. «Антошка» - Е. Поликутин.
7. «Пожар», «Пожарные собаки», «Солдат», «Рассказы и басни» - Л. Толстой.
8. «Как ловили Уголька» - А. Шевченко.
9. «Гололед» - Э. Успенский.
10. «Пожары и катастрофы» - П. Савельев.
11. «Москва и москвичи» - В. Гиляровкий.
12. «Детство» (отрывок) - М. Горький.
13. «Как Гриша – проказник испортил весь праздник» - Л. Чернышов.
14. «Кем быть?» - Л. Сумина.
15. «Красная машина» - К. Оленев.
16. «Пожарная часть» - З. Бурлева.
17. «Куда спешат красные машины» - Т. Фетисова.
18. «Служба 01» - З. Бурлева.
19. «Экипировка» - З. Бурлев.
20. «Пожарные рукава» - З. Бурлев.
21. «Антошка – пожарник» - К. Ибрагимова.
22. «Как ловили уголька» - Ж. Толмазова.
23. «Кошкин дом» - С. Маршак.
24. «Обыкновенная история» - К. Орлова
25. «Загадки об электроприборах» - Л. Сумина.