Яна Тицкая
«Наши друзья — птицы». Конспект занятия по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наши друзья, птицы»
Цель: продолжать формировать представление у детей о зимующих
птицах нашего региона.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о зимующих птицах нашего региона, об их
особенностях внешнего вида;
- Уточнить знания детей о роли человека в жизни птиц, о необходимости
заботится о пернатых в холодное время года;
- Учить детей готовить корм птицам из полезных продуктов;
Развивающие :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
- Развивать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы,
делать выводы и обобщения;
Воспитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, вызвать желание помогать
птицам зимой.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое
развитие, художественно-эстетическое развитие, социальнокоммуникативное развитие.
Оборудование для детей:
- Кормушки по количеству детей
- Разрезные картинки с изображением зимующих птиц
- Яблочные формы
- Набор продуктов (вредных, полезных)
- Блокноты для наблюдений
- Картинки с изображением птиц, клей
Оборудование для воспитателя: мультимедиа, столы индивидуальные,
интерактивная игра «Зимующие птицы», письмо, чемодан трансформер – 2
шт., контейнеры с продуктами, большая ложка и 10 одноразовых, чаша на 3
литра, графин с водой, поднос.
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение на прогулке за
птицами, Д/И, рассматривание иллюстраций, составление описательных
рассказов, отгадывание загадок.
Ход занятия:
Организационный этап:
Ребята обратите внимание, что у нас сегодня присутствуют гости,
давайте их поприветствуем.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я открыла окно для
проветривания мне на подоконник упало письмо (показываю письмо, как вы
думаете, от кого оно может быть? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте его прочтем? (читаю письмо, («Здравствуйте,
ребята! Наступили холода. Нам сейчас очень тяжело, холодно и голодно!
Помогите нам, пожалуйста! Мы будем ждать вас на участке детского
сада. Для того, чтобы вы нас узнали отправляем фото с нашими
изображениями».)
Воспитатель: Ребята, в этих конвертах картинки, давайте скорее их
соберем, чтобы узнать, кто на них изображен. Подходите к столам. (дети
подходят к столам, на столе у каждого ребенка конверт с разрезными
картинками, дети собирают, в случае затруднения, оказываю помощь)
Воспитатель: Ну, что ребята, у всех ли получилось собрать картинки?
Молодцы, давайте назовем птиц, которые на них изображены? (дети
называют птиц, в случае затруднения помогаю) : ворона, дятел, сорока,
синица, снегирь, воробей, голубь, клёст, поползень, свиристель.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А какие это птицы, зимующие или
перелётные? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, а что значит зимующие птицы? (ответы
детей). Значит, кто прислал нам это письмо? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Все эти птицы зимуют у нас в Амурской
области. Ребята, а почему мы с вами и вообще все люди должны помогать
птицам зимой? (ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, правильно, мы обязательно должны
соблюдать эти правила, а птицы будут благодарить нас своим красивым
пением.
Воспитатель: А, что же случится, если люди не будут помогать
птицам? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, без еды птицам будет очень холодно и
голодно, и им грозит гибель. Мы сегодня с вами поможем зимующим
птицам, но как именно, вы узнаете, когда со мной поиграете в интересную
игру. Ведь, чтобы им помочь, нужно побольше о них узнать, как они
выглядят и чем питаются? (ответы детей).
Основной этап:
Воспитатель: Я предлагаю вам присесть на стульчики (дети садятся
на стульчики, включаю интерактивную игру)
Воспитатель: Вот и первое задание: вам нужно отгадать, кто из
птичек, как поёт (дети отгадывают). Молодцы, ребята!
Воспитатель: А, мы, приступаем ко второму заданию. Посмотрите
внимательно на картинки и скажите, какая птица там спряталась (ответы
детей)
Воспитатель: Какие же вы умные дети, все отгадали.
Воспитатель: И, так, следующее задание, найдите лишнюю птицу в
каждом ряду и объясните, почему она лишняя ( лишняя в первом ряду: курица,
потому что она домашняя птица, остальные птицы живут на улице. Во
втором ряду: утка, потому что она перелетная, а все остальные зимующие)
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! А, в этом задании вам
нужно отгадать загадку (звучит загадка, записанная мною: В ней для птиц
всегда уют. Люди зернышки кладут. Дом без окон, но с макушкой,
называется (кормушкой)
Воспитатель: Отлично! А теперь последнее задание, вам нужно
выбрать картинки и сказать, чем птицы питаются : (все картинки пропадают)
Воспитатель: Ой, ребята, что же случилось? Все картинки пропали…
и как же нам теперь узнать, чем питаются птицы? (ответы детей)
Воспитатель: Ну, ничего страшного ребята, из каждой ситуации есть
выход, посмотрите, у нас есть стол, где много продуктов, давайте мы назовем
всё то, чем могут питаются птицы. ( на столе лежит в контейнерах: свежее
сало, орехи, яблоки, сушеные ягоды, овёс, ячневая крупа, рис, конфеты, хлеб с
маслом, вафли, казинак и др.)
Воспитатель: Какие вы молодцы, все продукты правильно назвали!
Воспитатель: Скажите, почему птицам нельзя вафли, конфеты и казинак?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, пищеварительная система птиц не способна к
перевариванию сахара, которые есть во всех сладостях.
Воспитатель: Давайте уточним, можно или нельзя птицам рис, как вы
думаете? (ответы детей)
Воспитатель: Для некоторых птиц, с узким горлом, крупа может быть
великовата и из-за продолговатой острой формы может повредить ткани
пищевода. А еще рис разбухает в желудке и это приводит к тяжести и
дискомфорту. Так же, ребята и, хлеб с маслом тоже очень тяжелая пища для
организма птиц.
Воспитатель: Давайте оставим все вредные продукты, а возьмем только то,
чем питаются птицы. (дети выбирают полезные продукты)
Воспитатель: Но, вы же, не забыли о том, что нам нужно помочь птицам,
которые к нам обратились за помощью. Как вы думаете, чем мы можем им
помочь? (ответы детей) молодцы, а я вам предлагаю сделать угощения
птицам из тех продуктов, которые вы выбрали.
Практический этап:
Воспитатель: Посмотрите ребята, у меня есть поднос с формочками
из яблок для каждого из вас, большая миска и ложки. Для приготовления
угощения нам понадобится все, чем могут питаться птицы.
Воспитатель: Давайте, все засыпим в миску (дети выполняют
действия с продуктами перечисляя, что высыпают) А теперь добавим к
нашим ингредиентам воду и тщательно все перемешаем (проговариваю и
добавляю, перемешиваем) Наша смесь готова, теперь ложками переложите ее
в форму. (дети выполняют действия, оказываю помощь при необходимости)
Воспитатель: Молодцы, ребята, у всех получилось? Давайте наши
угощения уберем на поднос. (дети по очереди ставят свои формочки с
угощением на поднос) А, когда мы пойдем на прогулку, каждый из вас
выложит угощение в кормушку, птички будут прилетать и лакомиться
такими вкусными и сытными угощениями.
Воспитатель: Ой, ребята, угощение у нас есть, а куда мы их
выложим? (ответы детей) (стоит стол, на нем чемодан с кормушками по
количеству детей, клей и карточки-картинки с изображением птиц)
Давайте, подойдем к этому столу (подхожу, дети со мной)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (ответы детей)
Правильно, это кормушки, какие они? (ответы детей) Напомните, для чего
они нам нужны? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас картинки птиц, про
которых мы сегодня говорили. Давайте, каждый возьмет картинку птицы и
приклеит ее на кормушку и, обязательно, запомнит. (дети выполняют
задание)
Воспитатель: А, еще у меня для вас есть подарок. Что это? (ответы
детей). Правильно, это блокноты, на которых наклеены точно такие же
картинки как на ваших кормушках.
(выкладываю блокноты на стол, дети их разбирают)
Заключительный этап:
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего же нам нужны
блокноты? (ответы детей)
Воспитатель: Это, блокноты наблюдений, они нужны нам для того,
чтобы вы самостоятельно зарисовывали в них свои наблюдения за птицами
на кормушке во время прогулки. А карточки на блокноте будут вам в помощь
в случае того, если вы забудете свою кормушку.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, мы с вами смогли помочь
птицам, которые обратились к нам за помощью? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Кормушки послужат столовой для
птиц, а наши вкусные угощения будут им кормом, чтобы они смогли
прилетать к нам и лакомиться.
Воспитатель: Сегодня, мы с вами, пойдем на прогулку и обязательно
развесим кормушки на деревья, кусты и разложим в них, приготовленные
вами угощения.
Воспитатель: А, еще, я очень надеюсь на то, что вы расскажете своим
друзьям и родителем о том, как и почему надо заботиться о зимующих
птицах. На этом наше занятие окончено, давайте попрощаемся с гостями