ТАТЬЯНА КОРОТАЕВА
«Семья — хранитель традиций». Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Семья - это маленькая вселенная. Вселенная, в которой есть загадки и открытия, забота и внимание, любовь родителей и близких людей. У человека главная задача в жизни сохранить семью, ведь именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Что самое главное в жизни ребёнка - это его семья. Ему необходимо чувствовать заботу, внимание, любовь родителей. Детям дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Это позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношения к окружающим людям, близким, своей семье. Что является первой, главной ступенькой патриотического воспитания, научить ребенка любить, значит воспитывать достойного гражданина своей страны.
Цель: Воспитание нравственно - патриотических чувств посредством знакомства с понятием семья, семейные традиции. Развитие коммуникативных способностей дошкольников.
Задачи:
1. Развивать интерес детей к семейным традициям;
2. Учить детей составлять рассказ по фотографии, подбирать родственные слова, образовывать прилагательные, согласовывать их с существительными;
3. Воспитывать гордость за свою семью, уважение к семейным традициям, доброжелательность;
4. Развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей, дать возможность проявить самостоятельность в выборе способов украшения в работе.
Материал и оборудование: семейные фотографии, картон, клей, кисточка природный материал для украшения фоторамки.
Предварительная работа: беседа о семейных традициях, чтение русской народной сказки «Три медведя», сюжетно-ролевая игра «Моя семья» рассматривание фотографий, иллюстраций, чтение пословиц и поговорок о семье, традиции в группе.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Ожидаемый результат:
Обогащение и систематизация представлений о семье, расширение представлений о семейных традициях, эмоциональное и познавательное включение детей в процессе индивидуального и коллективного взаимодействия с действительностью, демонстрация определенных умений, опираясь на свои знания и умения в продуктивной деятельности.
1. Введение в ОД: (рефлексивный круг, создать мотивацию общения с детьми для построения речевого высказывания в диалоге со взрослым).
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Сегодня Ребята здесь мы собрались не зря, мы узнаем, как нам важна семья, узнаем, что объединяет нас в семье и помогает дружно жить. Но прежде всего я хочу узнать, знает ли вы что такое семья?
2. Актуализация знаний детей (словарная работа (дом, семья, мама папа, сестра, брат, родственники, высказывание детей с опорой на пройденный материал).
(ответ детей).
Воспитатель: правильно ребята семья - это дом, семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. Я предлагаю вам отгадать загадки про членов семьи.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо
Всех милее наша (мама)
(ответ детей)
Я у мамы не один
У неё ещё есть сын
Я рад ему, и он мне рад
Для меня он - старший (брат)
(ответ детей)
Он очень строгий, он мужчина
Он за семью стоит горой
В семье он самый главный
Он самый лучший, он родной… (папа)
(ответ детей)
Любит с куклами играть
Их купать и наряжать
Это же моя (сестренка)
(ответ детей)
Кто любит, не устает
Пироги для нас печет
Вкусные оладушки. (бабушка)
(ответ детей)
На его лице морщины
В волосах видны седины
Самый старший он в семье
Самый мудрый во дворе… (дедушка)
(ответ детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас мы с вами поиграем.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик-мамочка,
А этот пальчик - я,
Это вся моя семья!
3. (Усаживаемся на ковер, закрепление нового знания в речи, беседа по семейной фотографии дети рассматривают фотографии, рассказывают о своей семье, о традициях в семье).
Воспитатель: Ребята в каждой семье есть свои традиции. Их называют «семейные традиции». Это правила, который вы выполняете и соблюдаете вместе, всей семьей. Ребята, а кто хочет рассказать о своей семье, и какие семейные традиции есть в вашей семье? (в конце беседы появляется групповая фотография детей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите это мы все вместе на фотографии. Мы с вами тоже семья, детский сад – это ваш второй дом. А еще хочется, чтобы ваши семьи были здоровыми, а для этого что нужно?
(ответ детей)
Воспитатель: Правильно ребята нужно заниматься спортом, зарядкой. Покажем, как мы занимаемся зарядкой в детском саде?
Физкультминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весной, летом и зимой. (Хлопаем в ладоши)
Мы во двор выходим дружною семьей. (Маршируем на месте)
Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку. (Образуем круг)
Мама руки поднимает - раз, два. (Руки вверх и вниз)
Папа бодро приседает - раз, два. (Приседания)
Повороты вправо – влево делает мой братик. (Руки на пояс, повороты)
А я бегу трусцой и качаю головой. (Бег на месте и наклоны головы в стороны)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, мы свами на прошлом занятии изготовили вот такие рамки для фотографии, а сейчас я предлагаю вам украсить рамки. Каждый из вас поместит в рамку семейную фотографию, и подарите рамку с семейной фотографией своим близким.
Продуктивная деятельность.
4. Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа).
(Воспитатель показывает способ выполнения работы, показывает, чем будет украшать рамку, просит детей составить узоры для украшения, раскладывая элементы на фоторамках. Предлагает детям пройти за стол и приступить к работе, дети под спокойную музыку выполняют самостоятельно работу, воспитатель оказывает помощь).
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые фоторамки у вас получились.
5. Подведение итогов (соотнесение достигнутого результата с поставленной целью, анализ деятельности, вывод, рефлексия).
Рефлексия:
Воспитатель:
Ребята, о чем мы сегодня говорили?
Что вам понравилось?
Какую фотографию вы бы хотели вставить в свою рамку?
Ожидаемый результат:
Обогащение и систематизация представлений о семье, расширение представлений о семейных традициях, эмоциональное и познавательное включение детей в процессе индивидуального и коллективного взаимодействия с действительностью, демонстрация определенных умений, опираясь на свои знания и умения в продуктивной деятельности.
Список литературы:
1. В. И. Леонова, П. И. Саморукова «Дошкольная педагогика, М,1988г. ; Т. Н. Дронова «Вместе с семьей» М, 2005Г. ;
2. О. Х. Зверева, Т. Н. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ». М. Сфера, 2005г. ;
3. И. А. Дядуюшева «Воспитание маленького гражданина» .2003г. ;
4. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» - М. :Карапуз-Дидактика,2010г. ;
5. Хрестоматия для чтения М., «Просвещение».